Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Путешествия доктора Etceterini. Брюссель, Музей Autoworld
etceterini
В предыдущем рассказе о Брюсселе я упоминал среди других достопримечательностей комплекс музеев в Парке дю Сенкуантенэр. Самым интересным из них, во всяком случае, для меня, оказался музей Autoworld, в экспозиции которого представлена история автомобилей и мотоциклов с конца XIX по 70-е годы XX века.


  

 

Основу экспозиции музея составляет коллекция Гислэна Маи (Ghislain Mahy) – крупнейшее частное собрание автостарины в Европе. Маи купил свой первый коллекционный автомобиль (это был Форд Т) в 1944 году за 200 бельгийских франков. К концу 90-х годов его собрание разрослось до более чем 650 машин из самых разных стран мира. В музее Autoworld постоянно экспонируются примерно 400 из них. Многие из этих экземпляров были отреставрированы в мастерских Маи руками его самого и его сыновей. Разумеется, все машины в коллекции полностью аутентичны и для их реставрации использовались только оригинальные детали.

 Часть экспозиции Autoworld, посвященная истории мотоциклов – частное собрание другого коллекционера – Марселя Тири (Marcel Thiry). Эта составляющая коллекции музея поменьше (хотя и не мене интересна) и отслеживает, в основном, ранний период истории развития мототехники на примере бельгийских и французских марок.

 Вход в музей Autoworld

 

В тот момент, когда я был в музее, к сожалению, происходила перепланировка экспозиции, поэтому многие экспонаты были без подписей и опознавательных знаков, а некоторые из наиболее интересных экземпляров (например, предшественник автомобилей – первая паровая машина Николя Кюньо конца 1700-х годов) были вообще недоступны. Тем не менее, большую часть из того, что меня интересовало (а это автомобили до первой мировой войны, особенно, имеющие отношение к первым автогонкам) мне удалось идентифицировать.

 Вуатюретт Леон Болле (1896)



 

 

Один из самых старых экземпляров коллекции – вуатюретт Леона Более (Leon Bollee). Это устройство – трикар - нечто среднее между автомобилем и трехколесным мотоциклом (трициклом) было спроектировано в 1896-м и серийно впускалось в течение нескольких лет в количестве нескольких сотен экземпляров фирмой француза Леона Более. Леон был представителем известной династии автомобильных конструкторов и первых автогонщиков. Его отец – Амедэ Болле-старший построил свой первый паровой автомобиль в середине 1860-х годов и совершил на нем пробег из Ле-Мана в Париж. На другом своем паровом детище он вместе с тремя сыновьями принял участие в первой настоящей автогонке Париж – Бордо в 1895. Сыновья Болле-старшего – Амедэ-младший, Леон и Камиль пошли по стопам отца. Амедэ и Леон основали свои собственные компании. Амедэ-младший специализировался на больших автомобилях, а Леон строил маленькие трикары-вуатюретт. Камиль же машин не строил, но участвовал в гонках вместе со своими братьями.

Эта кажущаяся хрупкой и неказистой машинка (voiturette по-французски означает «машинка», «автомобильчик») была быстрейшим самодвижущимся средством в 1896 – 1899 – именно на ней было выиграно несколько гонок между городами, и ей принадлежал рекорд скорости на 100-километровой дистанции.

Ну и последнее о вуатюретт Леона Болле – эта машинка положила начало целому классу гоночных и дорожных автомобилей, которые унаследовали это название («вуатюретт») и представляли собой небольшие по размеру и мощности автомобили.

 Жермэн (1899)

 

Компания Жермэн (Germain) – первая бельгийская фирма, начавшая серийный выпуск автомобилей. Основана она была в 1898-м, а в следующем году на свет появилась ее первая серийная модель, сделанная по лицензии французской компании Панар-Левассор (Panhard-Levassor). Этот раритет для бельгийцев, наверное, самая большая ценность. Во всяком случае, это единственный экземпляр коллекции, хранящийся за стеклом, что не позволяет снять его без бликов.

 FN (1901)


 

Еще один образец бельгийского автомобилестроения начала XX века – легкий автомобиль FN с небольшим двухцилиндровым мотором объемом 796 куб. см.

Рено (1906-1908)

 

 

Компания Рено (Renault) также была основана в 1898-м. У ее руля стояли братья Марсель, Луи и Фернан Рено. В том же году братья выпустили прототип своего первого автомобиля, который годом позже был запущен в серию. Эта машина тоже относилась к классу «вуатюретт», хотя, в отличие от творения Леона Более она, как и все последующие «вуатюретт», имела 4 колеса а не 3. Первая машинка Рено была оснащена одноцилиндровым мотоциклетным мотором мощностью всего 1.75 л.с. Этого, тем не мене, хватало, чтобы выигрывать гонки, в которых Луи и Марсель участвовали регулярно вплоть до 1903 года, когда Марсель погиб в гонке Париж – Бордо. Луи после этого перестал гоняться и вместе с Ферананом продолжил успешный семейный бизнес, существующий, правда, в несколько ином виде, до сих пор.

Компания Рено была одной из самой успешной в гонках вплоть до первой мировой войны. За рулем одной из таких машин Марсель Рено выиграл гонку Париж – Вена в 1902-м, а Ференц Шиш победил в первом в истории Гран-При – Гран-При автоклуба Франции 1906 года. Представленная на снимке модель Renault V 20/30 hp была построена на основе автомобиля Гран-При 1906 года.

 Еще один Рено –пассажирский автомобиль конца 1900-х годов.

 

 

Лакруа - де Лавиль (1906)

 

Комапания Лакруа – де Лавиль (Lacroix – de Laville) базировалась в городе Аген на юге Франции. Владельцы-основатели фирмы, чьи фамилии отражены в ее названии, одними из первых попробовали построить «бюджетный» народный автомобиль. Шасси из дерева, три колеса, одноцилиндровый мотоциклетный мотор Де Дион – вот его основные черты. Очень длинная ручка управления (ее хорошо видно на фото), тянувшаяся от двухместного сиденья к переднему колесу, делала управление этим устройством очень сложным и неудобным. Несмотря на это, несколько сотен экземпляров были построены и распроданы.

 Кадиллак (1902?)

 

Один из представителей раннего американского автомобилестроения – Кадиллак (Cadillac) начала 1900-х годов.

 Еще несколько машин 1890-х – 1900-х годов, которые мне точно идентифицировать не удалось. Тем не менее, все характерные признаки эпохи налицо – шасси, напоминающее карету или повозку, газовые фонари по бокам, ручка управления вместо руля, рожковые клаксоны. Дух времени пионеров автомобилестроения в этих машинах еще присутствует…






 


Роллс – Ройс «Серебряный Призрак» (1911)

 

Самая известная из английских автомобильных фирм была основана бароном и гонщиком-любителем  Чарльзом Роллсом и инженером-электротехником Хенри Ройсом в 1904 году. Одной из самых успешных моделей в ранней истории фирмы был «Серебряный призрак» (Silver Ghost) 1911 года.

 SN

 

Легкий дорожный автомобиль компании SN начала 20-х годов.

 Дармонт DS (1927)

 

Еще один тип гоночных автомобилей, популярных в 10-20-е годы – сайкл-кары – легкие трех- или четырехколесные гоночные машины, занимавшие нижнюю ступеньку в иерархической лестнице автогонок той эпохи (вуатюретт стояли на ступень выше, а венчали пирамиду машины класса Гран-При). На фото – представитель этого класса машин британский трехколесный Дармонт DS 1927 года. Машина была оснащена 2-цилиндровым V-образным двигателем с водяным охлаждением, который размещался на самом носу машины в открытом виде перед радиатором (мотор хорошо видно на фото).

 Бентли (1928)

 

 

Компания Бентли (Bentley), основанная в 1919 году и поглощенная Роллс-Ройсом в 1931, была самой успешной британской маркой в гонках спортивных автомобилей в 20-е годы. Машины этой марки 5 раз выигрывали 24-часовые гонки в Ле-Мане. Модель 1928 года 4.5-лировый монстр – как раз один из победителей Ле-Мана.
 

 Какой-то из французских спортивных автомобилей конца 30-х. Возможно, Делайе (Delahaye).

 

 

Джордан (Jordan) формулы 1 середины 2000-х годов на фоне ретро-автомобилей смотрится посторонним элементом.

 

 

И немного ранних мотоциклов

 Мотоцикл бельгийской компании FN (1905)

 


Трициклы типа Де Дион – Бутон (1898 – 1900)

 На двух следующих фотографиях – два трицикла типа Де Дион – Бутон.

 



 

На рубеже 90-х годов XIX века и начала XX века самым популярным и быстрым типом мотоциклов были трициклы. Первую такую машину построила французская компания Де Дион – Бутон (de Dion – Bouton) в 1898 году, оснастив ее мотором мощностью 0.75 л.с. Легкие трициклы Де Дион – Бутон обладали лучшим соотношением мощности и веса, чем тяжелые гоночные автомобили и нередко выигрывали ранние гонки между городами в общем зачете (мотоциклы тогда часто соревновались вместе а автомобилями). Наряду с моторчиком у трициклов были и педали, крутя которые гонщик мог помогать двигателю или передвигаться, если, например, кончился бензин. 

 Квадрицикл Де Дион – Бутон

Еще одним типом самоходных средств передвижения, относящихся к мотоциклам, были квадрициклы – четырехколесные мотоциклы. К мотоциклам их относили не зря – они имели седло и руль мотоциклетного типа, педали и мотоциклетный мотор. Ну и конечно, они тоже участвовали в гонках в те времена.  На фото – двухместный квадрицикл де Дион – Бутон. Обратите внимание на пассажирское место впереди.

 В общем, несмотря на сумбур и неудобства, связанные с перестройкой экспозиции, мне в Autoworld’е очень понравилось. Именно там я вживую увидел в первый раз многие автомобили и мотоциклы, о которых только читал или видел на старых фотографиях.


 

  • 1
На фото перед Джорданом - Omega-Six Grand Prix 1929.
Про авто ничего нагуглить не удалось, кроме того, что была такая дамочка по имени Hellé Nice, танцовщица и модель, которая, решив податься в профессиональные гонщицы, в 1929 году именно на Omega-Six Grand Prix выиграла все женские Гран-При на французском Autodrome de Montlhéry и установила новый рекорд скорости среди женщин.
Вы не будете возражать, если я пару Ваших фотографий к себе утащу? Ваши лучше получились.

Спасибо за идентификацию этой машины. Helle Nice - фигура известная. Пожалуй, самая известная из гонщиц-женщин перед второй мировой. На ее счету немало участий в Гран-При в 30-е годы.
Фотографии, конечно, берите. Если что-то нужно - есть в лучшем разрешении.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account