Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Тувалу. Часть 1/3. По Фунафути на мопеде
etceterini
Мне казалось, что после Кирибати более экзотичного места в Океании уже не найти. Но Тувалу, еще более микроскопическая и изолированная от внешнего мира страна, удивила еще больше.

tu1-14





Что такое Тувалу?

Тувалу (ударение на второй слог – ТувАлу) – совсем маленькое государство. Группка из 9 островков где-то между Самоа и Кирибати, географически относящаяся к Полинезии, общей площадью 26 квадратных километров – одна из самых маленьких стран мира. Меньше только Науру, Монако и Ватикан. По числу жителей (около 10 с половиной тысяч человек) Тувалу тоже в самом конце списка – меньше народу только в Ватикане и, может быть в Науру. (1)

tu1-01


История Тувалу, как и других стран Океании очень кратка. Острова были заселены полинезийцами тысячи 2 лет назад, в XVI веке открыты европейцами. В XIX-м под названием острова Эллис вошли в состав британских колониальных владений, а в 1974-м получили независимость. Сейчас Тувалу является членом британского содружества, входит в ООН, а в российских новостях эта страна последний раз упоминалась несколько лет назад по случаю признания ею независимости Абхазии и Южной Осетии.

Тувалу состоит из 9 небольших коралловых атоллов и название станы на местном языке означает «8 стоящих вместе». Девятый островок Ниулакита, самый южный и самый маленький, был заселен лишь недавно.

Центр страны – атолл Фунафути, где живет примерно половина населения Тувалу. Фунафути – типичный коралловый атолл, состоящий из кольца небольших островков с лагуной в центре. Островки лишь чуть-чуть возвышаются над океаном (высшая точка Тувалу – 5 метров над уровнем моря). В свою очередь на Фунафути подавляющее большинство жителей обитает на самом большом островке атолла - Фонгафале, где и находится единственное поселение – городок Вайяку. Западная часть атолла – необитаемые островки, входящие в «сохраняемую территорию» («Conservation area» на карте). (2)

tu1-02


Во всех справочниках столицей Тувалу значится Фунафути. Однако, как вы поняли, это лишь название атолла. Если локализовывать столицу до населенного пункта, то это будет Вайяку на острове Фонгафале атолла Фунафути. Вот такая сложно выговариваемая иерархия.

Тувалу, как и Кирибати, относится к числу беднейших стран мира (164 место по ВВП на душу населения), хотя ни голода, ни нищеты, ни особых социальных проблем в стране нет. Да и уровень жизни здесь явно выше, чем на Кирибати, не говоря уже о каких-нибудь самых бедных африканских странах - вы сможете убедиться в этом просто глядя на фотографии.

Деньги, и товары жителям Тувалу не особенно нужны – натуральное хозяйство, кокосовые пальмы, кустарное рыболовство и помощь со стороны Австралии, Новой Зеландии, Японии и Тайваня вполне устраивают эту страну и ее жителей.

Госбюджет страны исправно пополняется за счет продажи квот на рыболовство в ее обширной эксклюзивной экономической зоне, принося примерно 45% доходов казны. Значительные суммы поступают и от продажи национального интернет-домена .tv, выпуска марок и монет.

Туризм на Тувалу не развит – это она из самых малопосещаемых стран мира. В год на Тувалу приезжает лишь около тысячи иностранцев, из которых не более 200 – с праздно туристическими целями. Вот и моя персона принесла Тувалу 0.5% туристического потока в год.

В истинности статистики посещаемости Тувалу я убедился на собственном опыте. Давайте посчитаем. На Тувалу можно попасть лишь самолетом с Фиджи, регулярного морского сообщения нет. Из Сувы на Фунафути 2 раза в неделю летает винтовой ATR 42/72, берущий на борт 40 пассажиров. Так что общий максимальный пассажиропоток в год составляет 80 человек в неделю * 52 = 4100 человек. Из 40 человек в самолете со мной было 10 иностранцев и 30 местных жителей. Так что лишь примерно четверть пассажиропотока – иностранцы, т.е., около 1000 человек в год. Десяток иностранцев в самолете представляли чиновник из Евросоюза, летящий на Тувалу по дипломатическим делам, 6 японцев, которые участвовали в каком-то инфраструктурном проекте, я и еще 2 туристки из той же Японии. Итого – 3 туриста, т.е., в год – 150 человек.

Кроме прилетевших моим рейсом я встретил на Фунафути еще 4-х туристов из США и Австралии и небольшую англо-австралийскую съемочную группу, делавшую документальный фильм про страну.

Полет над океаном

Перелет из аэропорта Сува на Фиджи до Фунафути длится 2 часа 20 минут. Первым островком Тувалу, показавшимся под крылом самолета, оказался Ниулакита – самый южный, 9-й остров государства. (3)

tu1-03


Еще через 40 минут появился атолл Фунафути. За иллюминатором – южная часть атолла. На переднем плане разделенные проливом островки Фунафала (справа) и Телеле (слева), а за ними – совсем маленькие Авалау (слева) и Теафуафоу (справа). (4)

tu1-04

Вот и Фонгафале – самый большой островок атолла длиной 8 километров. В самом широком месте между океаном и лагуной – метров 400. И это единственное место, где можно было оборудовать взлетно-посадочную полосу. (5)

tu1-05


Слева накатывают океанские волны, справа – тихая лагуна с колониями кораллов. Между ними – Вайяку, главное поселение на островах. (6-7)

tu1-06

tu1-07


Самолет пролетает вдоль острова, чтобы развернуться и зайти на посадку с другой стороны. В северной части Фонгафале - небольшой порт. (8)

tu1-08


А это – северная оконечность островка. (9)

tu1-09


Приземлились. Международный аэропорт Фунафути. (10)

tu1-10


ATR 42/72 компании «Эйр Пасифик» - единственная ниточка, связывающая Тувалу с остальным миром. (11)

tu1-11


Простые радости

Поселился я в отеле «Вайяку Лаги» – единственном отеле Тувалу. Кроме него на острове есть еще пара лоджей – небольших постоялых дворов.

Отель «Вайяку Лаги», построенный при финансовой помощи Тайваня, с улицы смотрится не очень презентабельно. (12)

tu1-12


Зато окна всех номеров выходят прямо на лагуну, и со стороны лагуны отельчик выглядит очень дружелюбно. (13)

tu1-13

Прямо у отеля – небольшой пирс. Здесь, в отличие от Кирибати, можно купаться в лагуне. (14)

tu1-14


С пирса открываются прекрасные пейзажи. (15-16)

tu1-15

tu1-16


Мой номер на первом этаже с небольшой террасой и видом на лагуну. (17)

tu1-17


В городке Вайяку всего несколько улочек, а единственная дорога страны, тянущаяся с севера на юг Фонгафале – всего 8 километров длиной. (18)

tu1-18


Но все равно, без собственного транспортного средства чувствуешь себя неуютно. Свобода передвижения – куда захотел туда и поехал – для меня главный залог удачного путешествия. Машину арендовать на Фунафути невозможно, да и незачем. Автомобилей там вообще немного, местные ездят на мопедах. Можно частным образом ангажировать велосипед или мопед. Я предпочел второй вариант, хотя на мотоциклах до этого ни разу не ездил. 15 долларов в сутки, и железный конь какой-то неизвестной мне породы оказался в моем полном распоряжении. (19)

tu1-19


Какой-то местный мужик, с которым договорилась дама из отеля, через пять минут после звонка по телефону пригнал мопед, отдал мне ключи и укатил, прыгнув на такую же таратайку позади своего приятеля.

- Эй, а как им управлять? – попытался окликнуть я легкомысленного мотовладельца, но было уже поздно.

Нехитрую мотонауку пришлось осваивать самостоятельно на площадке перед отелем под визги горничных, в которых я пару раз чуть не въехал не рассчитав с непривычки усилие на ручке газа. Но все обошлось, ни разу не упав, никого не задавив и ничего не повредив, я выехал в большой мир атолла Фунафути.

Езда на мопеде, скажу я вам, не идет ни в какое сравнение с автомобилем – невероятное ощущение свободы. Свежий ветер в лицо, мелькающие в нескольких сантиметрах от меня на обочине узкой дорожки пальмы, домишки и улыбчивые физиономии местных жителей – в общем, такой яркой и простой в своей безыскусности и эйфории я не испытывал, наверное, с детства.

По Фунафути на мопеде

Куда ехать на Фунафути? Что посмотреть? Ехать, собственно, можно в две стороны – налево и направо. И туда и туда – километра по 4 до конца дороги. А посмотреть можно все. Буквально все. Проехав пару раз туда-обратно вы увидите все, что есть на острове – ни один домишко, ни одно деревце не останутся незамеченными.

Вот я и поехал.

Напротив отеля – отделение полиции. У Тувалу нет армии, поэтому полиция – единственная вооруженная сила в стране. (20)

tu1-20


Новое трехэтажное здание правительства – самое большое сооружение на острове. (21-22)

tu1-21

tu1-22


Все министерства и ведомства страны находятся под одной крышей. Тут же и почта. (23)

tu1-23


Зато национальный банк разместился отдельно. Это заведение я тоже посетил. (24)

tu1-24


В Тувалу в ходу австралийский доллар, но есть и собственная валюта – доллар Тувалу, приравненный к австралийскому. Доллар Тувалу выпускается только в виде монет, и монета самого крупного номинала - 5 долларов - является самой большой из монет, находящихся в обращении в мире. Выпустили ее очень ограниченным тиражом и она стала нумизматической редкостью. В Тувалу в свободном обращении она мне тоже не попалась. Пришлось сходить в нац. банк, где мне нашли в кассе две 5-долларовые монеты, которые и поменяли на австралийские доллары по номиналу.

Табличка на скромном монументе у здания правительства гласит, что эта кокосовая пальма была посажена президентом Тайваня во время его визита на остров в 2010 году. По-видимому, визиты иностранных глав государств настолько редкое событие для Тувалу, что ради увековечивания этой минуты славы не пожалели даже пары квадратных метров столь дефицитной здесь территории. (25)

tu1-25


Тувалу Роуд – одна из немногих улиц, идущая поперек острова. Синий домик справа – банк развития Тувалу. (26)

tu1-26


Манеапа – аналог кирибатийской манеабы – место для общественных мероприятий. В отличие от Таравы, манеапу здесь строят из современных материалов – никаких пальмовых столбов и листьев. (27)

tu1-27


А вот социальная реклама так же нарисована от руки, как и на Кирибати. Этот стенд у аэропорта анонсирует проект по адаптации к изменениям климата и призывает беречь пресную воду. (28)

tu1-28


Повышение уровня океана – реальная проблема для Тувалу. Если из-за глобального ли потепления, по другим ли причинам, уровень будет повышаться такими же темпами, то через несколько десятков лет атолл Фунафути может просто исчезнуть под водой. Старожилы утверждают, что за последние лет 20 океан уже отвоевал несколько метров пляжа в лагуне.

На случай самого неблагоприятного сценария у правительства Тувалу есть план - оно не то арендовало, не то выкупило территорию на Фиджи и в случае чего тувалуанцам придется переселяться туда.

Здание аэропорта опустело. За ним проглядывает правительственный офис. (29)

tu1-29


На дороге вдоль взлетно-посадочной полосы – интенсивное для Тувалу движение. (30)

tu1-30


Сама же полоса используется как место для прогулок и как спортплощадка. (31)

tu1-31


Рядом с аэропортом – Филамона Лодж – еще одно место, где можно остановиться на ночлег или поесть. (31a)

tu1-31a


Улицы городка Вайяку. Асфальт гораздо лучше, чем на Кирибати, есть разметка, и лежачие полицейские гораздо лояльнее к машинам и мотоциклам. (32-33)

tu1-32

tu1-33


Жилые дома выглядят тоже поосновательнее, чем хижины из пальмовых листьев на Тараве. Обратите внимание на баки для дождевой воды и устройства для ее сбора с крыши. Вообще под атоллом всегда есть линза пресной воды и можно ее добывать из колодцев, но на Фунафути в линзу просочилась морская вода и сточные воды, и этот источник воды оказался непригоден. (34-35)

tu1-34

tu1-35


Наряду с баками еще один атрибут островной жизни – спутниковые тарелки. На Фунафути есть несколько приемных станций, это – одна из них. (36)

tu1-36


Интернет-кафе. Доступ в сеть был и у меня в отеле. (37)

tu1-37


Национальная библиотека и архив Тувалу. (38)

tu1-38


А это здание женского совета Тувалу, созданного с помощью новозеландского фонда помощи, о чем и напоминает табличка с надписью nzaid. (39)

tu1-39


На Фунафути есть один автобусный маршрут, перевозящий пассажиров из конца в конец острова. (40)

tu1-40


Есть даже такси. (41)

tu1-41


Теперь давайте прокатимся до северной оконечности острова. Большая часть Фунафути – узкая полоска суши шириной метров 50, по которой идет вот такая дорога. (42)

tu1-42


Минуем церковь (большая часть жителей острова – христиане-протестанты). У церкви продублирован плакат о проекте по адаптации к изменениям климата, который мы видели у аэропорта. (43)

tu1-43


Справа от дороги – океан. (44)

tu1-44


Слева – лагуна. Ржавые останки у берега – затонувший во время циклона Бебе корабль. На горизонте видна противоположная оконечность островка Фонгафале и пара островков в западной части лагуны. (45)

tu1-45


Циклон Бебе, пронесшийся над островами в 1972 году разрушил практически все строения на Фунафути и восстановить инфраструктуру страны удалось лишь с помощью Австралии и Новой Зеландии. Кстати, именно поэтому большая часть жилых домов на острове построена в западном стиле, а не в виде традиционных хижин-фале, какие мы видели на Кирибати.

Типичная для Океании лодка-каноэ. «Противовес» позволяет лучше держаться на волнах, к тому же его можно использовать как багажник. (46)

tu1-46


На самом северном конце Фонгафале – мусорная свалка. В отличие от Кирибати, на Тувалу в целом довольно чисто, но мусор девать некуда и его свозят на самый дальний конец острова. (47)

tu1-47


А теперь поехали на противоположную оконечночть острова – на юг.

Южный край взлетно-посадочной полосы. (48-49)

tu1-48

tu1-49


Погода на острове быстро меняется. Час назад было солнечно, потом прошел дождь, и вот теперь между серыми облаками и зеленым пальмами появилась радуга. (50)

tu1-50


Между ВПП и океаном - всякие хозяйственные постройки.

Например, техническая миссия Тайваня, как и на Кирибати, учит островитян выращивать овощи. (51-52)

tu1-51

tu1-52


Не попавшие же под опеку тайваньцев аборигены предпочитают держать симпатичных свинок. (53)

tu1-53


Загоны с парнокопытными тянутся вдоль ВПП. (54)

tu1-54


Тюрьма. (55)

tu1-55


На той стороне ВПП, которая ближе к лагуне – резиденция генерал-губернатора (главы государства) и премьер-министра. (56)

tu1-56


Перед резиденцией - небольшой садик и монумент без опознавательных знаков. (57)

tu1-57


За домом генерала-губернатора я обнаружил традиционню манеапу, в которой спрятался от очередного дождя. (58)

tu1-58


Сквозь стволы пальм на вытянутых тонких корнях проглядывает лагуна. (59)

tu1-59


А в лагуне водится рыба. (60)

tu1-60


Но вот мы и добрались до крайней южной точки острова Фонгафале атолла Фунафути. Делая этот кадр, правой ногой я стою в океане, а левой – в лагуне. (61)

tu1-61


Лагуна (62)….

tu1-62


….. и океан (63) ….

tu1-63


- два источника жизни для жителей этого заброшенного острова.

Продолжим в следующей серии. На Фунафути еще осталась пара мест, куда мы не заглянули.

Etc…


Начало путешествия по Австралазии:


AustralasiaAnons

BangkokBanglampu

JakartaKota

JakartaSundaKelapa

JakartaCenter

JakartaMoNas

BruneiBSB01

BruneiBSB02

BruneiKampAyer

Melbourne01

Melbourne02

MelbourneAerial

GrOcRoar01

GrOcRoar02

GrOcRoar03

Sydney01

SydneyBridge

SydneyFerry

SydneyRocks

SydneyTower

SydneyAero

Kiribati1

Kiribati2

Kiribati3



  • 1
Классно, про эти островные государства очень мало информации. С удовольствием читаю.

Спасибо! Информации действительно немного, но если поделить количество букв или байт на душу населения, то будет больше, чем про Россию)

Очень круто!
Блин, ну вот как выделить время и поехать в Океанию...

Кроме времени еще и деньги понадобятся). В принципе, в каждой стране можно провести время более-менее бюджетно, но вот добираться туда и летать между островами - существенные затраты.

Кстати, Алекс, внимательно познакомившись с Вашим журналом я позаимствовал Ваш стиль оформления оглавления - фото-ссылка гораздо информативнее, чем текстовая. Поставить копирайт?)

Да, я увидел в одном из предыдущих постов карту перелетов. Вы не использовали какойто аирпасс по Океании, или все индивидуальные билеты?

Журналов с фотографиями миллион, о каком копирайте идет речь?! ;))) главное - суть. Если ее нет, то стиль не спасет.

Я использовал Bula Pass компании Эйр Пасифик - он действует при наличии билета извне на Фиджи и покрывает перелеты в/из Самоа, Вануату, Кирибати, Тонга, Соломоновы Острова. 7 перелетов по этому Пассу обошлись примерно в 550 долларов США. Для сравнения, билет туда-обратно на Тувалу, не входящий в Bula Pass, стоил столько же. Только вот чтобы купить по Bula Pass'у пришлось повозиться - в России его не продают - делал через британское представительство Эйр Пасифик. Отдельная тема при перелетах в Океании - отмена / изменение рейсов. У меня несколько раз меняли время вылетов, аэропорт вылета, пару рейсов вообще отменили. Может быть, в конце серии напишу отдельный пост про перелеты и Эйр Пасифик.

Да уж! Если говорить про пуп Земли то, на сколько я понял, это совершенно противоположное место))) А Фиджи после возвращения не показался мегаполисом?
Качественные и интересные фото. Понравился аэропорт с воздуха (видимо иллюминаторы чистые были и не было дымки и облаков). Кстати, перед прилетом самолета как они "спортсменов" с полосы разгоняют?
Море вроде симпатичное, а пляжей, судя по всему нет? И еще, как там с энергетикой? Дизель-генератор? Проблем не было? А что у них в магазинах? Какие вещи, продукты?

Про место напротив пупа - точно). На Фиджи тоже все по-домашнему, как в хорошем провинциальном российском городе.
Людей с полосы разгоняет пожарная машина с сиреной. В следующих сериях расскажу подробнее о прилете самолета - там это целое событие.
Пляжей в нашем понимании - т.е. широкой песчаной полосы -действительно нет.

С электроэнергией точно не знаю, но вроде электростанций нет, наверное генераторы.

Магазинов как таковых нет - есть несколько лавок (фузи). В них - минимальный набор всего необходимого, из продуктов - какие-то консервы, полуфабрикаты,мороженые овощи пиво. Из одежды - рубашки, шорты, платья местного фасона.

Мы на о. Фиджи были не долго: после утреннего прилета самолета и до опоздания на катамаран. Так вот утром все направлялись на работу. И напоминало это,скорее, колхозную деревню! При чем колхоз большой, зажиточный.
Да и еще одно сравнение: это, как на Луне...

Я тоже кроме транзитов мало что успел посмотреть, а основное запланированное пребывание на Фиджи сорвалось из-за циклона

Познавательно! Сколько понапридумывал себе мест для путешествия, но вот о Полинезии и Макронезии как-то не задумывался.
А вас что сподвигло посетить эти места?

Давний интерес, жажда разнообразия, наличие трех недель свободного времени, плюс необходимость быть в определенное время в Австралии. А оттуда до Океании - рукой подать)

Очень интрересные отчёты! Повезло вам побывать в столь необычных местах! Посмотрел-почитал и, как-будто, сам там побывал, тем более, что вряд ли когда сам туда доберусь, по ходу, очень затратное дело! Ждём продолжения!

Спасибо! Продолжение будет - на этой неделе хочу опубликовать еще 2 части про Тувалу, затем еще несколько островных стран.

Edited at 2012-09-18 07:57 am (UTC)

Занятно и интересно.

интересно, а на такой узкой полоске земли клаустрофобия не начинается? кажется, что в шторм одна волна может весь островок вообще смыть

Примерно так и случилось в 1972 году, когда циклон Бебе смыл и разрушил почти все, что было на острове, правда при этом погибло всего пара человек.
А вообще, задумываешься иногда там - не дай бог, цунами - и страна просто исчезнет. Правда, в этой части Тихого океана вроде нет вулканической активности.

вулканическая активность там есть и очень даже огого какая апктивность - тихоокеанское "огненное кольцо" как раз где-то там и проходит. Тонга, Тувалу и дальше

отличный отчет

в Токелау ещё меньше жителей и всего три атолла (несмотря на то, что они считают Суэйнс своим, он не имеет нынче юридического отношения к Токелау)

и это.. мужик, ты просто не представляешь, КАК я тебе завидую.

Занудно! :(

Вануату. Водопады, бухты и петанк

Пользователь i_cherski сослался на вашу запись в записи «Вануату. Водопады, бухты и петанк» в контексте: [...] [...]

Более свежие фотографии из - Тувалу. Только вернулся, но попал в сезон дождей.

Наверное это самое удивительное знакомство с мототехникой, что я слышал. Как там вообще дела обстоят с бензином, СТО и прочим?

ps: вот подумал, а зачем им вообще эти машины, мопеды? Остров 8 км длинной, велосипеда с корзинкой должно хватить за глаза.

На острове есть только одна заправка с привычными нам бензоколонками, и еще несколько "заправок", где бензин заливают из металлических канистр. (в следующих постах есть пара фото). Естественно, все топливо привозное (из Австралии) и стоит дорого. Но мне заправляться там не пришлось, поскольку топлива в баке моего мопеда вполне хватило на те километров 30-40, что я там в сумме наездил. Хоть там всего и 8 км, то из конца в конец не находишься.
Велосипедов там на порядок меньше, чем мопедов. Местные предпочитают не крутить педали.

Судя по телосложению местных, велосипед будет им только на пользу ;)

Спасибо за репортаж, почему то задумался о том, что современная цивилизация очень плохо влияет на эти островные культуры. Остатки машин и прочий мусор, христианский обряд захоронения - всё это отнимает последние клочки земли и экологии у этих людей.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account