Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Кронштадт. Город былой славы
Mercatto-2
etceterini
Название этого города ассоциируется, и вполне справедливо, с морской славой России. Только лучшие дни этого города, вероятно, позади.

kr28




Кронштадт был основан лишь на год позже Санкт-Петербурга - в 1704 году. Точнее, тогда была заложен форт Кроншлот, а сам Кронштадт появился в 1723, когда Петр I решил построить не только защитный форт, но и город-порт на подступах к столице империи. Город расположен на острове Котлин в Финском заливе близ Санкт-Петербурга. В Кронштадте живет примерно 45 тысяч жителей, и город по-прежнему связан с морем и флотом. Кронштадт остается военно-морской базой, главным местом базирования Балтийского флота.

Сейчас до Кронштадта можно добраться на автомобиле – дамба, связывающая Котлин с обоими берегами Финского залива, является частью петербургской кольцевой автодороги (КАД). Северная часть дамбы, вызывавшей много споров из-за экологических проблем, была достроена еще в 1984 году, а южная часть открыта лишь недавно – в 2011-м.

Развязка Приморского шоссе и КАД у пос. Горская. Отсюда начинается северная часть дамбы. (1)

kr01


По дамбе до Кронштадта – 14 км. А до Краснофлотского шоссе на южном берегу залива – 25 км. (2)

kr02


Главная улица города – проспект Ленина, застроенная купеческими домами XVIII-XIX веков, тиха и провинциальна. (3)

kr03


Таблички на домах напоминают и о бывшем названии проспекта. (4)

kr04


Гостиные ряды, построенные в начале XIX века, напоминают уменьшенную копию Гостиного двора в Санкт-Петербурге. (5)

kr05


Трехглавая церковь Владимирской иконы божьей матери, или «Крепостной собор», была построена в 1875 для нижних чинов армейских полков, квартировавших в крепости. (6)

kr06


По центральной части города идет Обводной канал, разделяющий территорию города и судостроительные верфи, Адмиралтейство и старые доки. (7-8)

kr07

kr08


Красные кирпичные стены корпусов Адмиралтейства, возведенных еще в конце XVIII века, обрываются в мутные воды канала. Это «провиантные магазины» - склады угля, леса и прочих нужных в судостроении и судоходстве вещей. (9-10)

kr09

kr10


Какая-то часть этих складов используется до сих пор, какая-то – заброшена. Грузы сюда доставлялись по воде канала - о хозяйственном назначении зданий свидетельствуют подъемные балки над погрузочными окнами. (11)

kr11


Внутренний двор Адмиралтейства. (12)

kr12


Гигантская территория Адмиралтейства со старинными кирпичными складами и каналом, если ее отреставрировать и оживить, могла бы быть гордостью и главной достопримечательностью города. В любом европейском городе так бы и было, но, увы, красивейшая историческая часть Кронштадта находится в запустении.

По наружному периметру канала идет живописный бульвар – улица Советская. В бывших офицерских домах на Советской сейчас расположены всякие имеющие отношение к флоту учреждения.

Морское собрание (бывший Дом офицеров). Иногда зал Морского собрания в качестве второй сцены использует Драматический театр Балтийского флота, о чем свидетельствует красная табличка у входа. (13)

kr13


Детский морской центр «Юный моряк». (14)

kr14


Памятник адмиралу Федору Беллинсгаузену. Открыватель Антарктиды окончил кадетский корпус в Кронштадте и был военным губернатором города. (15)

kr15


Перейдя по мосту через Обводной канал, попадаем на Якорную площадь. Когда-то ее использовали как место хранения корабельных якорей. На площади – одна из главных достопримечательностей Кронштадта – Морской Никольский собор. Огромный собор в византийском стиле строился на средства моряков и был закончен в 1913 году. Недавно собор отреставрировали. (16-17)

kr16

kr17


В хорошую погоду купол собора виден из Санкт-Петербурга. (18)

kr18


Вечный огонь на Якорной площади – братская могила моряков, погибших в восстании 1906 года и в годы гражданской войны. (19)

kr19


Памятник адмиралу Макарову, герою русско-японской войны и командиру Кронштадтского порта. (20-21)

kr20

kr21


По пешеходному Макаровскому мосту над Овражным парком попадаем в южную часть города. (22)

kr22


Старые жилые дома, хотя и находятся далеко не в идеальном состоянии, сохраняют дух былых времен. (23)

kr23


Это здание принадлежит Министерству обороны. (24)

kr24


Затесавшиеся среди дореволюционных зданий советские пятиэтажки выглядят совершенно чуждым элементом. (25)

kr25


Морской арсенал (1830-е годы) – место хранения корабельных орудий и боеприпасов. (26)

kr26


За Арсеналом – небольшой Петровский парк с памятником Петру I. Парк разбит на месте бывшего парадного плаца, а памятник Петру воздвигли в 1841-м году. (27)

kr27


Парк выходит на Петровскую пристань и стоянку военных кораблей в гавани. На корабли мы посмотрим в следующей серии. (28)

kr28


Старейший док-канал – док Петровский – построен в первой половине XVIII века. (29-30)

kr29

kr30


Через Петровский док перекинут необычный поворотный Доковый мост. (31)

kr31


Итальянский дворец Меньшикова. В этом здании затем располагалось Морское техническое училище. Ныне принадлежит флоту. (32)

kr32


В училище преподавал изобретатель радио Попов, и именно здесь он впервые испытал свое устройство. (33)

kr33


Однако, помпезный памятник перед зданием посвящен не Попову, а воздвигнут в честь другого уважаемого офицера – исследователя Новой Земли Пахтусова. (34)

kr34


Итальянский дворец – строго охраняемый объект. Там размещается штаб Ленинградской военно-морской базы. (35)

kr35


Дворец стоит на берегу Итальянского пруда – живописной закрытой гавани. (36-37)

kr36

kr37


По берегам пруда выставлены 24-фунтовые орудия, стоявшие в первой половине XIX века на вооружении батарей Кронштадтской крепости. (38)

kr38


Небольшой павильон на берегу Обводного канала у Синего моста – Кронштадтский футшток В павильончике расположен мареограф - прибор для записи уровня моря. От нуля Кронштадтского футштока измеряют глубины и высоты над уровнем моря. (39)

kr39


На Синем мосту – памятный знак футштока. (40)

kr40


Сам футшток - измерительная рейка уровня воды под мостом. (41)

kr41


Рядом с футштоком на облицовке набережной Обводного канала – памятный знак «Блокадной колюшке» - небольшой рыбке, которой питались жители Ленинграда в блокаду. (42-43)

kr42

kr43


Морячек на улицах Кронштадта. (44)

kr44


В Кронштадте, конечно, есть определенный шарм с военно-морской окраской – доки, корабли, моряки, старинные склады. Но вся морская, а в еще большей степени, гражданская составляющая города находится в состоянии летаргии, запустения, медленного упадка и развала. Обшарпанные и облупившиеся дома, поросшие травой дамбы, неухоженные стены Адмиралтейства – все намекает на то, что лучшие времена города уже позади. Жаль будет, если славное прошлое Кронштадта не продлится настоящим и будущим, пусть и не столь героическим, но хотя бы бодрым и надежным. Не хочется, чтобы военно-морская крепость в Финском заливе превратилась в унылый и засыпающий пост-советский городок, живущий лишь былой славой.

(Комментарий пользователя pphantom к этому пассажу: "с гражданской частью зданий в городе как раз все в порядке. "Упадок и развал" - это здания и сооружения, принадлежащие министерству обороны, которое не ремонтирует их само и не передает городу (из-за чего город не может отремонтировать их сам). Периодически, раз в год-полтора, у МО РФ удается отобрать очередную руину и привести ее в порядок, но с той скоростью, с которой военное министерство расстается с недвижимостью, этот процесс затянется еще на долгие годы.")

Самое интересное в Кронштадте – база Балтийского флота. Туда мы отправимся в следующей серии.

PS. Спасибо pphantom'у за уточнения и дополнения.

Etc…

Еще о городах России:



Seversk


NskAerial


BobLog



Шагая по Москве:



MosCity


Ostankino


Zamoskvorechie



  • 1
Кроме собора смотреть нечего :(

Еще причалы и стоянки военных кораблей, к которым можно подойти почти вплотную. Об этом будет отдельный пост через день-два. Ну и памятники разным морским героям тоже интересны, по крайней мере, мне.

Отличный рассказ, спасибо!

Мы там были как-то в 2010 году, очень приятное место для прогулки под теплым солнцем.

Да, место хорошее и есть некий контраст с Спб и его другими пригородами.

Это да, контраст ещё тот!

Крутой репортаж и интересная прогулка! Была в Кронштадте очень давно, так интересно посмотреть, как изменился город :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account