Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Путешествия доктора Etceterini. Индия, Бомбей. Часть 1/3
etceterini
Мое двухнедельное путешествие в Индию началось в Бомбее. Этот город, переименованный в середине 90-х в Мумбай, но все еще называемый в обиходе привычным старым именем, - второй по величине и, пожалуй, самый европеизированный в Индии. Хотя при всех своих европейских, а точнее, колониальных английских, чертах, на старую добрую Англию это гигантский жаркий и влажный, грязный и перенаселенный мегаполис похож мало. Бомбей - это Индия, хотя и не совсем типичная, если, конечно, термин «типичный» хоть как-то можно применить к этой огромной, очень разноликой и ни на что не похожей стране.

 


Первыми из европейцев до западного побережья Индии добрались португальцы – они и дали бухте, на берегу которой стоит Бомбей название Bom Bahia (Бом Байа) – хорошая бухта. Когда же пришли англичане, название немного англизировалось, превратившись в Бомбей. Ну а современное название города происходит от слияния двух слов - имени Мумба – сокращенного варианта имени индуистской богини Мумбадеви и слова «аай», означающего «мать» на языке маратхи (основной язык населения Бомбея и штата Махараштра).

Старый Бомбей

Португальцы появились на островах Бомбейской бухты в конце XV века, выкупив их в 1498 году у султана Гуджарата и построив здесь военный форт, несколько церквей и гражданское поселение. Через шестьдесят с небольшим лет Бом Байа перешла к англичанам, доставшись английскому королю Карлу Второму в качестве приданного его жены португальской принцессы Екатерины Браганца. Английская корона сдала бухту и острова в аренду Ост-Индской компании и Бомбей быстро превратился в центр торговли и деловой жизни западного побережья Индии.

Влияние англичан все еще сильно чувствуется, во всяком случае, в архитектуре, в старых районах центра Бомбея – здания в английском колониальном стиле составляют основу этой части города.

Макичен Холл – одно из типичных зданий в английском стиле

 

Старый центр Бомбея





 

Небольшая мечеть в старом Бомбее



Обратите внимание на вездесущие черно-желтые машинки. Это бомбейские такси – старые развалюхи индийского производства, составляющие чуть ли ни треть автопарка в Бомбее. Сиденья в этих такси, как правило, ободраны, из-под передней панели свисают провода, половина приборов не работает, поворотники не включаются в принципе (ими в Индии пользоваться не принято – на все случаи жизни есть клаксон). Есть, конечно, такси и посовременнее, - индийские, японские или корейские машины с кондиционером (его наличие очень актуально в жарком и влажном индийском климате), но встречаются они гораздо реже и в них нет того колорита как в старых индийских «Татах» или «Махиндрах». Такси, кстати, в Индии очень дешевы – например, почти часовая поездка от аэропорта в гостиницу в Бомбее обошлась мне в 400 рупий (примерно 200 рублей) в черно-желтой Тате, ну а машина с кондиционером стоила бы на 50 рупий дороже. Есть еще более дешевые тук-туки – трехколесные мототакси, но их, в отличие от других индийских городов, в центр Бомбея не пускают.

Интерьер типичного бомбейского такси

 

Гостиница

В Бомбее я остановился в отеле Вест-Энд, который позиционировал себя как 4-звездная гостиница в центре города. Расположен он действительно очень удобно – в пределах 5-10-минутной пешей прогулки находятся основные точки интереса в городе – Марин Драйв, Ворота Индии, район старого форта и Колаба. А вот по количеству звезд он не тянет больше чем на 2.5. Мой номер стоил 102 доллара в сутки (со скидкой при заказе по интренету). Номер довольно посредственный, но в отеле все равно чувствовался дух колониального Бомбея – колоритный швейцар в тюрбане у дверей, бои в белых одеждах и с темными индусскими лицами. Главные достоинства отеля, кроме очень удачного расположения – отличный ресторан и бесплатный беспроводной интернет, который, правда, большую часть времени не работал. Ресторан же, особенно в сравнении с другими индийскими гостиничными ресторанами выше всяких похвал. На завтрак – большой выбор блюд индийской кухни в виде шведского стола. На ужин – либо шведский стол, либо неплохой выбор из меню, отнюдь не ограниченного индийской кулинарией.

Отель Вест-Энд

 

Номер в отеле



 

Ресторан



 

Стейк по-сингапурски и местное пиво

 

Колаба

Основная часть территории Бомбея находится на полуострове, отделяющем Бомбейскую бухту от Индийского океана. Самую южную оконечность полуострова занимает Колаба – наиболее фешенебельная часть города. Это не самый старый район Бомбея, но, пожалуй, самый живописный. Здесь есть и бомбейский Манхэттен – район деловых небоскребов, и кварталы с колониальной архитектурой, и трущобы, где живут простые индийцы – рыбаки и ремесленники.

Долгие годы порт Колабы был первой точкой, с которой начиналась Индия для путешественника - со времени открытия Суэцкого канала до открытия регулярных авиарейсов именно здесь где причаливали пассажирские суда из Англии и континентальной Европы
Главная достопримечательность Колабы, да и всего Бомбея – Ворота Индии, построенные на пассажирском причале в 1911 году в честь приезда в Индию короля Георга V и королевы Марии. Архитектор Джордж Уитт построил эту триумфальную арку из песчаника медового цвета, ориентируясь на традиционную архитектуру Раджастхана и Гуджарата – наиболее могущественных индийских территорий.

Ворота Индии и отель Тадж-Махал – вид со стороны бухты







 

Ворота Индии и площадь перед ними – место начала поездки по Бомбею для большинства туристов



Величественный облик Врат Индии, призванных впечатлить путешественников, дополнял и расположенный рядом отель Тадж-Махал, построенный чуть раньше - в 1903 году. Отель до сих пор остается желанным местом для индийских нуворишей и богатых иностранцев. Гостиницу построил основатель одной из самых влиятельных индийских семей Джамшджи Тата. Бывший торговец-парс, начинавший с торговли хлопком, постепенно осваивал все новые ниши, строил фабрики и заводы, электростанции, создавал пароходные линии. Сейчас группа компаний Тата, объединяющая банки, строительные, автомобильные, сталелитейные предприятия – крупнейшая в Индии.

Отель Тадж-Махал



Напротив Ворот Индии перед зданием яхт-клуба находится статуя народного мумбайского героя Шиваджи. Шиваджи родился в Махараштре и был маратхом по национальности. В XVII веке он боролся против мусульманских правителей Индии того времени – моголов и бриджапурцев, заложив основы государства маратхов.

Статуя Шиваджи



К северу от Ворот Индии начинается центральная часть Бомбея, застроенная в основном в конце XIX века колониальными особняками и правительственными зданиями. С юга на север ее пересекает улица Майо Роад, переходящая в улицу Махатмы Ганди. Кварталы вокруг этих улиц и перпендикулярной им Нариман Роад – самое сердце Бомбея.
Своеобразию своего архитектурного облика центр Бомбея обязан английскому архитектору Ф. Стивенсу, который в 70-80-е годы XIX века по частным и правительственным заказам воплотил несколько весьма впечатляющих архитектурных проектов в стиле, объединяющем английскую готику викторианской эпохи и индуистские мотивы. Индо-готике Стивенса подражали и его последователи, поэтому центр Бомбея выглядит очень гармонично, несмотря на жару, толпы индусов, нескончаемый потоки машин и адский шум, издаваемый тысячами голосов, моторов и клаксонов.

Угол улиц Нариман и Махатмы Ганди – двух основных транспортных артерий Колабы

 

Фонтан Флоры (справа) на пересечении Нариман Роад и Махатма Ганди Роад

 

В этом колониальном особняке на улице Махатмы Ганди располагается Центральный Банк Индии



Среди наиболее значимых творений Стивенса комплекс муниципальных зданий, Ориентал Билдингс, вокзалы Виктория Терминус и Чёрчгейт Стэйшн.

Комплекс зданий Ориентал Билдингс – шедевр индо-готического стиля архитектора Стивенса. Эти здания занимала британская администрация Бомбея, а сейчас находятся разные муниципальные службы

 

Улица Махатмы Ганди



Наиболее крупным памятником викторианской эпохи в Бомбее является вокзал Виктория Терминус (В.Т.), построенный все тем же Стивенсом. Англичане начали прокладывать железную дорогу из Бомбея вглубь страны еще в середине XIX века, а вокзал, с которого эта дорога начинается, был построен в 1876-м. Вокзал до сих пор работает, являясь конечной станцией городской железной дороги Бомбея. В Бомбее нет метро, и городская железная дорога, хоть и сильно портит облик города, является единственным средством быстро добраться из одного конца города в другой для большинства жителей Бомбея. Недавно власти города переименовали вокзал в честь национального героя маратхов: Чатрапати Шиваджи Терминус (ЧШТ), но старое имя – В.Т. – гораздо более популярно.

Напротив Вокзала Виктория находится еще одно грандиозное сооружение в мумбайском индо-готическом стиле – здание муниципальной корпорации Мумбая (MMC). В облике этого сооружения, построенного чуть позже В.Т. (в 1888-1893) Стивенс использовал элементы венецианской готики и мусульманской архитектуры. Продолжает ансамбль монументальных сооружений в районе вокзала Виктория здание центрального почтамта с огромным куполом в центре в обрамлении множества башенок с небольшими индо-исламскими куполами.

Вокзал Виктория Терминус – шедевр индо-готического стиля старого Бомбея







 

Здание муниципальной корпорации Мумбая



 

Центральный почтамт



В Бомбее находится центр индийской киноиндустрии – Болливуд. Правда, студии Болливуда - далеко от центра, и я их не видел. Но кинотеатров в городе множество. Вот один из них – Метро Синема



Продолжение следует...

?

Log in

No account? Create an account