Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Аэропорт Субанг, Куала-Лумпур, Малайзия
etceterini
Главный аэропорт малазийской столицы – международный аэропорт Куала-Лумпур (KLIA). Но в KL есть еще один действующий аэропорт – Султан Абдул Азиз Шах в Субанге (SZB). Когда-то он был главными воздушными воротами страны, а сейчас используется для местных авиалиний и транспортных самолетов ВВС.





Аэропорт Султан Абдул Азиз Шах

Субанг начал действовать в 1965 году и до открытия KLIA в 1998 выполнял функции международного аэропорта KL. Сейчас Субанг принимает и отправляет лишь местные рейсы на турбовинтовых машинах. Технически аэропорт вполне способен принимать и реактивные дальнемагистральные самолеты, что он с успехом делал до 1998 года, но политика правительства и протесты местных жителей ограничивают использование аэропорта. Например, AirAsia не раз хотела сделать Субанг своим главным хабом, но власти Малайзии не давали на это разрешения.

В конце 90-х – начале 2000-х Субанг переживал не лучшие времена, когда пассажиропоток снизился до мизерных 70-90 тысяч пассажиров в год. Но появление компаний Firefly, дочки Malaysia Airlines, и Malindo Air, дочерней компании Lion Air, вдохнуло в аэропорт новую жизнь. Единственный терминал аэропорта был перестроен и переименован в Скайпарк Терминал, и теперь представляет собой вполне современный и комфортный аэровокзал.

Сейчас Firefly и Malindo являются единственными регулярными гражданскими эксплуатантами аэропорта Субанг, который отправляет и принимает 2-3 десятка регулярных рейсов в день. Поскольку в Субанге разрешено садиться лишь турбовинтовым самолетам регулярных компаний, направления рейсов ограничены малайскими местными линиями и соседними Индонезией и Сингапуром. Общий же пассажиропоток Субанга в 2015 году превысил 3 миллиона человек. Для сравнения, через KLIA в 2015 году прошло 49 миллионов пассажиров.


Споттинг-гид по Субангу

В Субанге одна ВПП – 15/33 длиной 3780 м, один пассажирский терминал (Скайпарк). В дополнение к гражданской инфраструктуре Субанг является и базой королевских ВВС Малайзии – юго-западный «угол» территории аэропорта занимают военные. (1)




В моем споттерском рейтинге, опубликованном в стартовом посте серии, Субанг получил только 5 баллов из 15 возможных – из-за малого разнообразия, низкого трафика и нелегкого доступа к точкам съемки. Но все не так плохо. Снимать в Субанге интересно, до точек хоть и нелегко добираться, но зато они оказываются близко к ВПП, да и «Файерфлай» и малайских военных в больших аэропортах не увидишь. Так что, если вы увлекаетесь споттингом и у вас окажется лишний день в КЛ, можете смело потратить его на Субанг. В качестве инструкции - этот пост.

Подъезд терминала. Здесь же остановка автобусов и такси. Плакат на переходе недвусмысленно указывает, что Субанг – вотчина «Файерфлай». (2)





Скайпарк-терминал. (3)




Ну вот, мы и в терминале. Теперь пара вечных вопросов. Во-первых, откуда снимать?

В терминале, если вы не пассажир, точек для съемки нет. Ближайшая к терминалу точка – у ресторана South Sea Seafood (см. карту), но по солнцу там можно снимать часов до 11. Точки 3 и 4 с другой стороны ВПП больше подходят для съемок в течение дня.

Во-вторых, как добраться?

Аэропорт Субанг гораздо ближе к городу, чем KLIA - он расположен в 16 км к западу от центра Куала-Лумпур, но добраться до хороших споттерских точек сложнее. В отличие от KLIA, куда ходит поезд-экспресс, до Субанга можно доехать только на автобусе или такси.

До терминала доехать не сложно. Самый простой способ – такси. От центра КЛ это займет минут 40 и будет стоить порядка 25 ринггитов. Есть еще регулярные автобусы от вокзала КЛ Сентрал или от станции LRT Kelana Jaya. Автобус или комбинация LRT – автобус займет около часа. А вот добраться от терминала до самых удобных точек по другую сторону ВПП не так просто. Пешком – далеко. Остается только такси, но объяснить водителю, как правило, не сильно понимающему по-английски, куда вам – нужно постараться. Я делал так. До терминала доехал на LRT и автобусе от Kelana Jaya. В терминале нашел службу вызова такси и объяснил подробно и с картой, куда мне надо. Хоть там и понимали по-английски, но все равно, пришлось долго разъяснять. В итоге я показал на карте на бензозаправку “Petron”, которая находится вблизи торца ВПП с удобной для съемок стороны (точка 2 на карте 1). Мужик из службы такси пошел со мной к водителю и объяснил тому по-малайски. Поездка заняла минут 15 и стоила 10 ринггитов.

Насчет обратной дороги можете не волноваться – на заправке или около нее можно легко поймать такси, а любой таксист при словах «Субанг эйрпорт» привезет вас к терминалу.

Заправка «Петрон» - ориентир для таксистов. Зеленый газон вдали – летное поле. (4)




Вдоль забора в северо-западной части аэропорта идет переулок Larong 1b – точка 3 на карте. На этом фото летное поле - справа. (5)




Забор – невысокая, метра 2, сетка на бетонных столбах. Периодически попадаются места, где сетка оборвана, что позволяет снимать без стремянки. (6)




В принципе, можно больше ничего не искать и снимать через такие места с провисшей сеткой. Получается примерно следующее.

Dassault Falcon 900 Королевских ВВС Малайзии (M35-01). (7)





Cessna 172P (9MNCU) летного клуба “Air Adventure Flying Club”. (8)




ATR 72-600 (9M-LMP) Malindo Air. (9)




Но лучше не останавливаться на точках на переулке, а пройти до самого его конца и в месте, где он отворачивает от забора аэропорта, есть какая-то безымянная автомастерская с кучей ржавого железа во дворе – точка 4 на карте 1. (10)




Я подошел, попросил разрешения расположиться и мне с радостью разрешили. У этой точки есть три преимущества. Во-первых, она ближе к точке касания при посадке и к терминалу. Во-вторых, там можно спрятаться в тени под крышей навеса, что на жуткой жаре немаловажно. И, в-третьих, на кучи железа типа этой можно забраться и получить хороший вид на летное поле. Большая часть оставшихся фото сделана именно отсюда. (11)




Если хватит терпения на жаре, здесь можно провести несколько часов. Вы гарантировано увидите большую часть флота Firefly и турбовинтового парка Malindo Air, транспортные и вспомогательные самолеты ВВС и представителей мини-авиации. Причем, все увидите вблизи.

Malindo Air

Про эту малайскую дочку индонезийского лоукостера Lion Air я подробно рассказал в предыдущей серии. Реактивные самолеты Malindo базируются в KLIA2, а Субанг – база для турбовинтовой части флота компании, представленной 11-ю ATR 72-600. Один из них мы видели чуть выше. Вот еще три.

9M-LMK. (12-13)






9M-LMG. (14)




9M-LMO. (15)




Firefly

«Файерфлай» - главный пользователь Субанга. Эта компания, полностью принадлежащая национальному перевозчику Malaysia Airlines, летает по нескольким внутренним линиям, в Сингапур, Таиланд (на Пхукет и Ко-Самуи) и на соседний индонезийский остров Суматра. (16)




Флот Firefly – 19 ATR в модификациях 500 и 600. Яркая оранжево-белая ливрея компании на фоне конкурентов из Malindo смотрится очень выигрышно.

ATR 72-500 (9M-FYI). (17)




ATR 72-500 (9M-FYK). Этот борт, как и некоторые другие, украшен туристическим слоганом страны – Malaysia Truly Asia. (18)




ATR 72-600 (9M-FIB) несет единственный дополнительный вариант ливреи Firefly. «Фарида» – малайский бренд №1 на рынке люксовых платков – обязательного атрибута мусульманского женского наряда. (19)




ATR 72-600 (9M-FID). (20-21)






ATR 72-600 (9M-FIE). (22-23)






ATR 72-500 (9M-FYE). (24-25)






ATR 72-500 (9M-FYD). (26)




ATR 72-500 (9M-FYB). (27)




ATR 72-500 (9M-FYA). (28)




ATR 72-600 (9M-FIC). (29)




10 из 19 самолетов Firefly за несколько часов – более чем репрезентативная выборка.

Мини-авиация и прочие

Gulfstream Aerospace G-IV-X Gulfstream G450 (B-LWX) частной компании TAG Aviation Asia из Гонконга. (30-31)






После посадки на кожухе двигателей открылись какие-то створки (на втором фото). Кто-нибудь знает, зачем?

Уже попадавшая в кадр Cessna 172P (9MNCU) - в полете. (32)




Cirrus SR20 (9M-WAN) – симпатичная машина. (33)




Aerospatiale Eurocopter AS-365N-2 Dauphin 2 (9M-LDV), Weststar Aviation. (34)




Learjet 60 (9M-FCL) департамента гражданской авиации Малайзии. (35-36)






В отстойнике у дальних ангаров томятся несколько старых самолетов уже не существующих индонезийских авиакомпаний.

Fokker F28-400 (PK-TWM), последним местом службы которого была Transvisata Prima Aviation. (37)




Рядом два «Боинга» в цветах компаний Batavia Air и RPX (Republic Express Airlines). (38)




ВВС

В Субанге базируется один из дивизионов королевских ВВС Малайзии. Если быть точным, то аэропорт – база 2-й эскадрильи первого дивизиона ВВС. Боевых машин здесь не увидеть, в составе эскадрильи – транспортные самолеты.

Французский «Дассо Фалькон» и канадский «Бомбардье» в списках ВВС Малайзии значатся в назначении «ВИП-транспорт».

Dassault Falcon 900 (M35-01). (39)




Bombardier Global Express BD-700 (M48-02). (40-42)








Испанско-индонезийский CASA CN-235 – транспортная и патрульная машина. Этот борт (M44-08) – один из восьми таких самолетов в ВВС Малайзии. (43)




Lockheed C-130H-30 Hercules – основной транспортный самолет ВВС Малайзии, как и авиации многих других стран. Этот M30-15 – один из 15 малайских «Геркулесов» - попался мне уже когда я шел обратно к заправке. (44)




Удачный день, хороший споттинг. Улов в Субанге стоит потраченного времени и усилий, не так ли?

Etc…



Азия-Пасифик споттинг. Предыдущие серии:

AsPacSpTitle.jpg

AsPac02-Bkk01.jpg

AsPac03-Bkk02.jpg

AsPac03-Bkk03.jpg

AsPac03-KLIA1.jpg

AsPac05-KLIA1.jpg

AsPac06-KLIA2.jpg

AsPac07-KLIA2.jpg



Последнее про аэропорты и споттинг:


SantoriniSpotting.jpg

Trans1-title.jpg

Trans2-title.jpg




  • 1
Да хорош! Файрфлай ловил на Пхукете
А створки - это реверс так срабатывает

Cпасибо, я тоже подумал, что это реверс.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account