Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Путешествия доктора Etceterini. Индия, Агра. Часть 1/2
etceterini
Агра… Название этого города вызывает в воображении картины сказочных дворцов, несметных сокровищ, силуэт Тадж-Махала и какие-то смутные и волнующие образы, возникавшие в детстве под впечатлением проглоченных запоем Киплинга и Конан-Дойля.
На самом деле реальность оказывается несколько прозаичнее, чем рисовавшиеся когда-то картинки. Дворцы и шахские сокровищницы оказываются лишь вкраплениями в суетную и пыльную обыденность провинциального индийского города, а Тадж-Махал, хоть и поражает воображение, но ощущение того, что это идеальное в пропорциях и стиле архитектурное сооружение, все-таки лишь гробница – могила усопшей жены шаха, вкупе с духотой и жарой, немного мешает наслаждаться шедевром древнего зодчества.



Дорога из Дели в Агру

От Дели до Агры лишь около 200 километров и хорошая дорога – за день можно успеть все посмотреть и вернуться в столицу. Поэтому найдя в окрестностях своего отеля небольшое турагентство, я нанял в нем машину и всего за какие-то 100 долларов в моем полном распоряжении на весь день оказался красивый белый «Амбассадор» с твердыми сиденьями, огромным старым рулем, но зато с кондиционером и водителем по имени Бенгали, который сносно говорил по-английски, но, как оказалось позже, был абсолютно неграмотен и поэтому совершенно не мог ориентироваться по карте и указателям, а ездил только по своим визуальным ощущениям и приметам.
От мысли сесть за руль самому я отказался в самый первый день в Индии – хаотичное движение без правил, где единственным действенным органом управления машиной оказывается клаксон – не для спокойного знакомства с нравами и достопримечательностями.
Я полгал, что до Агры мы доберемся максимум часа за два. Но не тут-то было – дорога хоть и хорошая – по 2 полосы в каждую сторону, но многочисленные тук-туки и грузовики плетущиеся в правом ряду (в Индии левостороннее движение) или ровно посредине дороги, остановки для оплаты проезда и прочие препятствия растянули путь до Агры почти на 4 часа. Впрочем, за это время было на что посмотреть из окна величественного «Амбассадора».

Так в Индии перевозят пассажиров. Этот грузовик – легальный пассажирский транспорт, о чем свидетельствует надпись “Public Carrier”. На заднем борту или бампере любого индийского транспортного средства можно увидеть и массу других надписей – обращений к товарищам по движению. Среди почти обязательных “Horn Please” (Пожалуйста посигналь” и “Keep distance” – соблюдай дистанцию (1)




Велорикша – для тех, кто не спешит (2)




На выезде из Дели нужно сделать остановку и заплатить за пользование дорогой. Пока Бенгали стоял в очереди в будку оплаты, я рассматривал местных жителей.

Этот заклинатель змей за 20-30 рупий готов показать свое мастерство у каждой машины (3)




Празднично одетый мусульманин (4)




Молодая семья (5)




Уличная парикмахерская (6)




Наконец, вырвались из Дели на трассу. До Агры еще 153 километра (7)




Типичная картина – семья на мотоцикле (8)




В этот тук-тук поместилось 15 человек. Я посчитал. (9)




Уборка придорожных плантаций сахарного тростника (10)



Дорожные работы. Мужчины насыпают землю в большие тазы, а женщины, завернутые в яркие сари, уносят их, поставив на голову. (11)




Матхура – город, где родился Кришна – один из семи священных индуистских городов. Этот небольшой город на пол-пути между Дели и Агрой (12)




Мавзолеи эпохи Великих Моголов

Агра сейчас – небольшой по индийским меркам (в городе живет порядка 2 миллионов человек) провинциальный город. Расцвет Агры пришелся на времена Великих Моголов – мусульманских императорских династий, правивших в Индии в XVI-XVII веках.
Предшественник Моголов – делийский султан Сикандер Лоди перенес сюда столицу из Дели в 1502 году. Через двадцать с небольшим лет в Индию вторглись тюрки под предводительством полководца Бабура и в 1526 году Бабур завоевал Агру и основал мощную династию «Великих Моголов», шесть правителей которой – Бабур, Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах-Джахан и Арунгазеб - передавали власть над Индией от отца к сыну на протяжении почти двух веков.

Пра-правнук Бабура Шах-Джахан в 1648 вернул столицу в Дели, но Агра продолжала оставаться духовным центром империи.

Говорят, что Моголы были мудрыми правителями, одними из самых высокообразованных носителей культуры своего времени. Что, правда, не мешало их склонностям к алкоголю, опиуму и суевериям.

Почти все значимые исторические памятники в Агре, как и в Дели – сооружения эпохи Великих Моголов.

В 8 километрах перед Агрой в Сикандре находится первый из монументов эпохи Великих Моголов – мавзолей Акбара. Акбар начал его строить в 1602 году на месте крепости Сикандера Лоди. Через три года Акбар умер и его сын Джахангир (его имя означает Завоеватель Мира) перестроил мавзолей, заменив скромный песчаник на более величественный мрамор.

Сикандра. Мавзолей Акбара (13-16)










На левом берегу реки Джамна (она протекает и через Дели и через Агру) – очередной мавзолей – усыпальница Итимад-уд-Даула.

Титулом Итимад-уд-Даула (что переводится как Столп Правления) величали первого министра при дворе Джахангира. Персидский искатель приключения Джияс-бек попал ко двору императора Акбара, а затем выдал свою дочь за императора Джахангира и стал его первым министром. Говорят, что дочь Джияса вертела своим мужем, а заодно и Индией, как хотела. Когда же Джияс-бек отошел к праотцам, воздвигла ему мавзолей, не уступающий императорскому. Архитектурные решения этого мавзолея послужили одним из образцов для строительства Тадж-Махала.

Ворота усыпальницы Итимад-уд-Даула – из песчаника, отделанного мраморной мозаикой (17).




Основное здание мавзолея – из мрамора (18)




Многоцветная мозаика на стенах мавзолея – образец искусства эпохи Великих Моголов (19)




За стенами мавзолея - дети, козы, мусор и мой «Амбассадор» (20)




Для того, чтобы попасть в центр Агры, нужно переехать Джамну. Старый металлический мост был построен еще англичанами.

Старый английский мост через Джамну (21, 22)






Улицы Агры (23, 24)






Красный Форт

Форт в центра Агры был воздвигнут во второй половине XVI века императором Акбаром – третьим Великим Моголом. Массивные двойные стены форта, как и Красного Форта в Дели, построены из песчаника, а сам форт служил военным укреплением и императорской резиденцией.
Высокие стены и башни форта были призваны обеспечить надежную защиту от самого мощного оружия того времени – подразделений боевых слонов.

Ворота форта (25)




Стены и ров (26)




Внутренние ворота (27)




Мраморное здание для приемов - Диван-и-Ам - было построено уже Шах-Джаханом (внуком Акбара) вместо прежнего деревянного (28, 29)






Тронная ложа, в которой восседал император, принимая посетителей (30)




Ложи для женщин семьи шаха (31)




Сад (32)




Моти Масджид – придворная мечеть (33)





Шах-Джахан (Повелитель Мира) был свергнут своим сыном Арунгазебом (последним из династии Великих Моголов) в 1658 году и доживал свои дни в Кхас-Махале в заключении, любуясь на мавзолей своей жены Мумтаз-Махал – Тадж-Махал.

Кхас-Махал – личные покои шаха (34)




Из Кхас-Махала Красного форта открывается великолепный вид на Тадж-Махал на берегу Джамны (35)




Муссаман-Бурдж - это небольшие покои жены Шах-Джахана Мумтаз-Махал. Именно отсюда свергнутый шах любил смотреть на Джамну и мавзолей жены.

Муссаман-Бурдж – место содержания Шах-джахана (36)




В Кхас-Махале была продуманная система вентиляции (37, 38)






Дворец Джахангира (39-41)








Дворец Акбара (42)



Продолжение следует...


  • 1
Во сколько вы выехали из Дели? Мы едем в Индию в январе месяце. У нас будет машина с водителем. Я думаю если в 6 утра выехать, то может и транспорта будет меньше?

Насколько помню, я выезжал в районе 8 утра. В Дели было еще не много машин, а от на трассе - полный хаос.

Т.е чтобы приехать в Тадж на рассвете нужно выезжать ночью...хм... Спасибо за пост! Информативно!

Пожалуйста! Думаю рано утром движение не столь интенсивное. Часов в 5-6 выехать и можно за 3 часа добраться.

так и получилось. Автобус около 5 часов идет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account