?

Log in

No account? Create an account

Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Путешествия доктора Etceterini. Голландия, Амстердам
KingsKanyon
etceterini

Настоящий мужчина должен сделать в Амстердаме три вещи – увидеть «Ночной дозор» Рембрандта, выкурить сигарету с марихуаной в кофе-шопе и воспользоваться услугами жриц платной любви в квартале красных фонарей. Мне удалось осуществить только две, при том, что к живописи я отношусь довольно равнодушно.

 

 

Впрочем, один из пунктов обязательной программы можно заменить прогулкой на катере по амстердамским каналам, не менее знаменитым символам города, чем квартал красных фонарей или полотна Рембрандта. Каналы – это первое что видит пассажир, подлетающий к Амстердаму, из иллюминатора самолета; первое с чем сталкивается турист, высадившийся из поезда на центральном вокзале. Куда бы в Амстердаме вы не направились, можете быть уверены, что дальше, чем на 100 метров от воды вам отойти не удастся.

 Амстердамские каналы

Амстердам был основан на месте впадения реки Амстел в более широкую реку Эй, которая через несколько километров от слияния с Амстелом впадает в Южное море (Зёудер-зее) – тихий и неглубокий залив Северного моря. Такое положение города делало его удобным местом для стоянки торговых и рыбацких судов.  Сейчас то, что раньше было Южным морем отделено от Северного моря огромной 30-километровой дамбой, защищающей находящийся ниже уровня моря Амстердам и окрестные земли от наводнений, а сам залив превратился в пресное озеро, которое теперь называется Эйсселмер.

 История появления амстердамских каналов, или грахтов (по голландски «грахт» означает ров) связана с вечной борьбой жителей болотистых и постоянно затапливаемых Нидерландов с водой. Поселение на месте Амстердама началось с постройки дамбы в устье реки Амстел в конце XIII века, в 1270 году. Первое название деревушки – Амстелледаме – (дамба на реке Амстел) – со временем трансформировалось в современный вариант. Берега Амстела были очень заболоченными и чтобы строить на них дома, их пришлось осушать, строя дамбы, шлюзы и прорывая рвы или каналы. Город быстро рос, обзаводясь все новыми каналами, которые кроме защиты от наводнений и осушения болот, стали нести и основную транспортную функцию в городе, выполняя роль «водных улиц». В середине XV века был прорыт обводной канал – Сингелграхт, который сейчас является границей старого города. В начале XVI века появились три новых больших кольцевых канала в старой части города – Херенграхт, Кайзерсграхт и Принсенграхт, соединенные между собой радиальными каналами поменьше. Так весь средневековый Амсдердам оказался заключенным в огромное полукольцо каналов, именуемое еще гирляндой каналов – Грахтенгордель.

Канал Херенграхт



Канал Кловенирсбургваль и вид на площадь Ньивмаркт (Новый рынок)



Обводной канал Сингелграхт





Река Амстел. На заднем плане – Тощий мост (gere Brug) с характерной для Амстердама конструкцией центрального разводного пролета. Металлические арки вдали за мостом – Амстелские шлюзы



Вся жизнь современного Амстердама тоже немыслима без каналов. Гирлянда каналов задала вектор радиально-кольцевой планировки и всему современному городу: основные улицы – ни что иное, как набережные каналов. Весь современный Амстердам – это примерно 90 небольших островков, соединенных более чем четырьмя сотнями мостов.  Дома и квартиры, номера отелей, окна которых выходят на канал, стоят гораздо дороже, чем квартиры или номера внутри квартала. Самое же престижное жилье в Амстердаме – жилые баржи, пришвартованные по берегам больших каналов. Они не очень велики, и, по-видимому, не очень комфортабельны, но те немногие счастливцы, которым удалось заполучить «плавучий дом» ни за что не променяют его на жилье на земле. А желающих жить на барже гораздо больше, чем ограниченное властями города количество мест для швартовки своих «домов».

 Жилые баржи. Их швартовка разрешена только в строго определенных местах



По каналам курсируют прогулочные теплоходики и катера местных жителей, причем движение на каналах довольно оживленное – существуют специальные знаки и правила движения. Например, скорость движения на каналах в черте города ограничена 7,5 км в час.

Дома, выстроенные вдоль каналов как правило высокие (в 4-5 этажей) и узкие. Лестницы в таких домах часто спиральные и очень крутые – заносить по ним мебель и любые предметы крупнее чемодана довольно сложно. Поэтому верхнюю часть фасада почти каждого дома украшает небольшой кран с лебедкой – именно с его помощью амстердамцы поднимают мебель и прочие крупные вещи, затаскивая их через окна. 

Вся мебель в квартиры амстердамцев, живущих в старом городе, попадает через окна с помощью специального крана

Амстердамский колорит

Кроме каналов и барж, одним из символов Амстердама являются и симпатичные дорожные столбики, отгораживающие тротуары от проезжей части в старом центре. Три Андреевских креста на столбиках (они же изображены и на гербе города) – знак Святого Андрея, покровителя Амстердама, защищающего город от трех напастей – наводнений, пожаров и чумы.

 Дорожный столбик Святого Андрея  

Еще одна любопытная примета города – писсуары, напоминающие кабинки для переодевания на пляже. Ноги и голова торчат наружу, зато видно, занято место или свободно.

Ну и наконец, Амстердам нельзя представить без велосипедов. Практически все население города предпочитает велосипед другим видам транспорта. На машине или на метро люди отправляются только в другой конец Амстердама или за город. На работу же, в магазин, в школу, на свидание удобнее всего добираться на велосипеде. Парковки для велосипедов повсюду – на берегах каналов, площадях, улицах. Ездить амстердамцы предпочитают на старых черных велосипедах – часто довольно потрепанных и ржавых (наверное, в угоду стилю – раз, и не жалко, если украдут (а тут это распространено) – два), причем носятся не только по велодорожкам, но и по любой проезжей части.

Площадь Дам, район  Дамрак и Ньивмаркт

Центральная площадь Амстердама – площадь Дам. Это именно то место, где почти 750 лет назад была построена первая дамба и возникла деревушка Амстелледамме. Главное строение на площади – бывшая амстердамская мэрия, а ныне королевский дворец – построено в середине XVII в классическом стиле. Здание покоится на почти 14 тысячах свай, которые не дают ему погрузиться в зыбкую болотистую почву. Королевским дворцом здание стало в наполеоновскую эпоху, когда Голландию захватили французы, и на нидерландском троне воцарился Луи Бонапарт, брат Наполеона. Сейчас дворец – официальная резиденция королевы Нидерландов, которая появляется здесь всего пару раз в год, большую часть времени проводя в Гааге.

На другой стороне площади, напротив дворца, в середине 50-х был воздвигнут Национальный монумент – 22-метровый белый обелиск в память жертв второй мировой войны.

Площадь Дам и Королевский дворец



Национальный монумент на площади Дам

От площади Дам короткая оживленная улица Дамрак, заполненная сувенирными лавочками, ведет к центральному вокзалу. Дамрак (по голландски это и есть проход к Дам) проложена над руслом реки Амстел, которая лишь в месте впадения ее в Эй выходит из под земли, образуя бухту Дамрак.

Площадь перед вокзалом (Статионсплейн) – довольно шумное, грязное и не очень уютное место – столпотворение людей, велосипедов, трамваев и автобусов. Сам же вокзал своей неоклассической помпезностью, вычурными башенкми, массой золоченых деталей контрастирует с довольно скромным и строгим архитектурным обликом старого Амстердама.

Вокзал был возведен в самом конце XIX века на трех искусственных островах, отделивших реки Амстел и Эй и призван был символизировать окончание морской эпохи в истории города и переход к новой индустриально-железнодорожной эре.

Напротив вокзала на другом берегу реки Эй расположился Амстердам-Ноурд – более скромный и спокойный жилой район.

Рядом с вокзалом в Дамраке швартуются многочисленные экскурсионные и рейсовые теплоходы и катера, на которых можно прокатиться по каналам или съездить в Амстердам-Ноурд. На другом (правом) берегу Дамрак высится церковь Святого Николая (Сент_Николаскерк) – главная католическая церковь Амстердама. К югу от нее на берегах двух небольших каналов, идущих параллельно Амстелу раскинулся знаменитый квартал красных фонарей.

Дамрак



Причалы экскурсионных теплоходов в Дамраке



Вид на район Амстердам-Ноурд



Центральный вокзал



Церковь Святого Николая



В двух шагах от Дамрак нахдится площадь Ньивмаркт, на которой в древние времена располагался рынок. Торгуют сувенирами и всякими мелочами на этой площади и сейчас. В средние века Амстердам был окружен крепостной стеной, вдоль которой был прорыт обводной канал Сингелграхт. Сейчас от городских укреплений осталась лишь пара ворот с башнями. Одни из сохранившихся старых городских ворот – здание Де Вааг в центре площади Ньивмаркт – бывшие ворота Синт-Антониуспоурт (ворота Святого Антония), построенные в конце XV века. Сегодня Де Вааг – это ресторан и интернет-кафе.

 Площадь Ньивмаркт и Де Вааг – бывшие городские ворота



Вокруг старого города

Бухты Дамрак и Оустердок и обводной канал образуют водное кольцо вокруг старого Амстердама, по которому пролегает один из самых популярных маршрутов туристических теплоходов. Билет на такой теплоход стоит, если мне не изменяет память, около 15 евро, действует два дня и позволяет сходить на берег или садиться на теплоход на любой остановке. Но начинать поездку лучше от причала, расположенного напротив центрального вокзала. Из тесного Дамрака теплоход выходит в более обширную бухту Оустердок, в акватории которой находится несколько плавучих ресторанов и гостиниц, а главные достопримечательности на ее берегах – центр науки и технологий НЕМО и Нидерландский морской музей.

Центр НЕМО – это не совсем обычный музей. Во-первых, здание НЕМО, которое построил итальянский архитектор Ренцо Пьяно, автор не менее экстравагантного центра Помпиду в Париже, напоминающее нос корабля, является одновременно и въездом в тоннель под рекой Эй, ведущий из центра города в Северный Амстердам. Во-вторых, большая часть экспозиции музея представлена в виде интерактивных игрушек, каких-то стендов с кнопочками, роботов, лабораторий, где на все можно нажимать и все трогать – дети просто в восторге.

Рядом, в здании бывшего военно-морского арсенала, расположился Нидерландский морской музей. Прямо перед музеем пришвартована копия судна Ост-Индской компании, на борт которого тоже можно подняться.

 Плавучий китайский ресторан



Центр науки и технологий НЕМО



Нидерландский морской музей



Парусное судно – копия корабля Ост-Индской компании 



 К югу от старого города сразу за обводным каналом расположился музейный квартал и парк Вондерплейн. Здесь находятся Рейксмюзеум, музей Ван Гога и музей кино. Рейксмюзеум – государственный музей – главная художественная галерея Нидерландов. Именно там выставлены шедевры Рембрандта и других мастеров голландской школы, включая самую знаменитую голландскую картину – «Ночной дозор». Корме картин в музее представлены выставки фарфора, керамики, очень интересна экспозиция «кукольных домиков», которые были в моде в Голландии в XVII веке и которые в точности воспроизводят интерьеры старинных голландских домов.

Здание Рейксмузеум чем-то напоминает Центральный вокзал, что, впрочем, неудивительно, поскольку спроектировал оба здания голландский архитектор Петрус Кёйперс.

Что же касается «Ночного дозора», то композиция этой картины Рембрандта воспроизведена в камне на площади Рембрандта рядом с памятником самому художнику.

 Рейксмюзеум



По
сле концерта на площади перед Рейксмюзеум



В залах государственного музея



«Ночной дозор» в оригинале



… и в камне на фоне памятника Рембрандту 



 Если двигаться по обводному каналу дальше, то можно попасть в район Йордан, находящийся к западу от старого города. Когда-то он строился как квартал рабочих и ремесленников, но сейчас – это тихий (по сравнению со старым центром) и живописный жилой квартал со множеством более спокойных баров, кафе и ресторанов. Одно из самых живописных мест в Йордане – небольшая площадь Ноурдермаркт, находящаяся прямо не берегу обводного канала Сингелграхт. Здесь же высится протестантская церковь Ноурдеркерк, воздвигнутая в начале XVII века – достаточно лаконичное для церковной архитектуры здание с небольшой башней и четырьмя равнозначными фасадами.

 Площадь Ноурдермарк и церковь Ноурдеркерк в Йордане. Обратите внимание на знак «парковка судов запрещена» - интенсивное движение на каналах требует такой же регулировки, как и автомобильное движение по улицам города. 



Ночная жизнь, секс и наркотики

Ну что ж, после осмотра «Ночного дозора» можно приступать к выполнению оставшихся пунктов обязательной программы. Для этого нужно отправиться в район красных фонарей, занимающий несколько кварталов старого города между площадями Дам и Ньивмаркт. Здесь практически в любое время, кроме раннего утра, бродят толпы зевак и туристов, рассматривая витрины с девушками, которых в квартале, пожалуй, несколько сотен. Каждая девушка сидит за дверью небольшой комнаты-витрины, «оборудованной» только кроватью и санузлом где-то в глубине кабинки. Если девушка свободна, то окно витрины открыто, и она ждет очередного клиента, сидя на высоком стульчике в купальнике-бикини, заигрывая с прохожими, болтая по мобильнику или занимаясь еще какими-то делами. Когда на ее прелести клюет следующий страждущий (или просто любопытный), витрина плотно задергивается красной бархатной шторой. Девушки там самые разные – европейки, азиатки, негритянки. Большая часть довольно симпатичны. Очень много славянок из России, Украины, Восточной Европы. Стоимость визита к такой диве, который длится обычно минут 15-20, – 50 евро, хотя где-нибудь на периферии квартала можно договориться и за 30. Допускается все кроме анального секса. Защитные средства обязательны. Все это совершенно легально – проституция в Нидерландах разрешена. Более того, у проституток есть свой профсоюз, все они платят налоги и арендную плату за свои витрины. Фотографировать витрины с девушками запрещено (около практически каждой витрины висит соответствующее предупреждение) – можно поплатиться разбитым фотоаппаратом. Кроме витрин с проститутками на улицах красного квартала множество секс-шопов, пип-шоу, секс-театров.

 В квартале красных фонарей всегда многолюдно



Один из секс-театров – Каса Росо. Окна, освещенные красным светом, в левой части фото – витрины с девушками 



Витрина секс-шопа

Здесь же расположены многочисленные кофе-шопы (есть они и в других районах города, но не в такой концентрации), где можно выкурить сигарету с марихуаной. Правда, если вы не любитель этого дела, то даже находиться в помещение кофе-шопа в разгар вечера тяжело – я не выдержали и пяти минут в  стойком и едком аромата табака и марихуаны, витающем в полуподвальном заполненном народом зале. Марихуана или гашиш в кофе-шопе продаются в небольшой дозе – до 5 грамм. Можно использовать и зелье, принесенное с собой.   Курить марихуану в кофе-шопе совсем необязательно – можно просто заказать кофе, чай или стакан сока (продажа алкоголя в кофе-шопах запрещена). Тут же у кофе-шопов и витрин с проститутками трутся полукриминальные личности, в основном негры, предлагающие легкие наркотики по более низким, чем в шопах, ценам. В целом же в красном квартале не всегда уютно, но не опасно – нужно лишь прятать бумажник от карманников.

Идея всей это свободы – попытаться отделить любителей побаловаться марихуаной, от которой по мнению голландских медиков, вреда не больше, чем от алкоголя, от криминализованного мира наркоторговцев и наркоманов, употребляющих тяжелые наркотики. Легкие наркотики (марихуана и гашиш) в Голландии вовсе не легализованы, как принято думать, а просто не упомянуты в запретах – разрешено все, что не запрещено – святой принцип западной демократии, который ее, наверное, и погубит.

Недавно Евросоюз стал проводить жесткую политику по отношению к курению – запрет на курение в общественных местах, в частности, в кафе и ресторанах (в эту категорию попадают и кофе-шопы) стал правилом в большинстве европейских стран. В Голландии же возникла парадоксальная ситуация – курить табак стало в кофе-шопе нельзя, а марихуану – можно.

 Внешне кофе-шопы ничем кроме надписи не отличаются от обычных кафе



Пренебрежение общепринятыми в других странах запретами  в голландском обществе касается не только проституции и легких наркотиков. Здесь разрешены и гомосексуальные браки, легализована эвтаназия, сверхтолерантное отношение к мигрантам.   Относиться к свободе нравов в Голландии можно по-разному. И в самих Нидерландах ведутся дискуссии на эту тему. Значительная часть общества, прежде всего, жители небольших городков и деревень отнюдь не разделяют терпимости властей. По их мнению, голландское общество теряет устои, нация размывается. Свидетельством такого недовольства стала постоянно возрастающая миграция (хотя и очень небольшая пока в абсолютных цифрах) коренных голландцев в другие страны – в Австралию, Южную Африку.

В общем, у любой свободы есть и обратная сторона медали.
 

  • 1

Путешествия доктора Etceterini. Голландия, Амстердам

Пользователь stalkervvs5 сослался на вашу запись в записи «Путешествия доктора Etceterini. Голландия, Амстердам» в контексте: [...] Оригинал взят у в Путешествия доктора Etceterini. Голландия, Амстердам [...]

  • 1