?

Log in

No account? Create an account

Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Экспедиция «Великий северный путь». Часть 4/4
KingsKanyon
etceterini
В конце марта даже на 62-й параллели может быть тепло. Суровое северное солнце начало топить снег над болотами и озерами и передвигаться на снегоходах стало нелегко. И самое главное – зимник может стать непроходимым буквально за несколько теплых дней. Чтобы не застрять в подтаявшем снегу, экспедиции пришлось возвращаться быстрее, проделав путь назад из центра СССР в Ларьяк за два дня.



Начало:
Часть 1. 
Часть 2. 
Часть 3. 


Маршрут экспедиции (1)



День 1. Нижневартовск – Ларьяк. 250 км (на автомобилях)
День 2. Ларьяк – стойбище Александра Могульчина. 93 км.
День 3. Стойбище Александра Могульчина – Корлики. 86 км.
День 4. Корлики – стойбище Кирилла Прасина. 90 км.
День 5. Стойбище Кирилла Прасина – центр СССР – стойбище Кирилла Прасина. 120 км.
День 6. Стойбище Кирилла Прасина – стойбище Чуминых. 121 км.
День 7. Стойбище Чуминых – Ларьяк. 98 км.
День 8. Ларьяк – Нижневартовск. 250 км (на автомобилях).

День 6. Стойбище Кирилла Прасина – стойбище Чуминых. 121 км.

Собрав рано утром вещи и оставив Кириллу излишки бензина, экспедиция тронулась в обратный путь. Двигались мы по своим следам, по бураннице наезженной но пути сюда. Кое-где на озерах появилась наледь – вода вышла из-подо льда, и под слоем снега образовался водяной слой. Припорошенные снегом, такие участки не видны, и понимаешь, что попал в наледь, только провалившись в нее. Головной снегоход может проскочить такой участок на скорости, но вот идущим следом машинам, да еще и с санями, попадать в колею с наледью не рекомендуется.

Дядя Саша на первом снегоходе в колонне проскочил наледь, а Валера попытался объехать опасный участок и застрял. (2-4)








Застрявший снегоход можно вытащить только на буксире. Привязываем к фаркопу длинный канат. (5)




И крепим его к двум другим машинам. (6)




Р..раз, два – и Гена с Егором выдергивают «Буран» Валеры из наледи (7)




Теперь нужно очистить гусеницы ото льда, отбить налипший лед с саней (8)




Корлики мы миновали не заезжая в деревню, а заночевать решили в стойбище Чуминых.

Это стойбище отличается от того, что мы видели в стойбищах Могульчина и Прасина тем, что изба – основное строение на стойбище – сделана не по хантыйским традициям, а в виде русской хаты. Такое строение ханты называют руть-кат (искажение от «русская хата»). Основа дома – деревянный сруб, к нему пристроены сени, под треугольной крышей – чердак. (9-10)






«Хата» эта очень маленькая и входя через низкую в «сенях», приходится наклонять голову. (11)




Ключи от дома висят у двери (12)




Дверная ручка сделана из обструганного сучка (13)




Охотничьи лыжи и снасти для зимней рыбалки – обязательный атрибут любого хантыйского стойбища (14)




В доме – не буржуйка, а небольшая русская печь. (15)




На ужин готовим рагу из тушенки и фасоли (16-17)






У хозяев, на радость вегетарианцу Жене, обнаружился огромный запас мороженой клюквы (18)




Укладываемся на ночлег в спальниках на полу, с трудом уместившись в небольшой избушке. (19)




День 7. Стойбище Чуминых – Ларьяк. 98 км.

Умыванием снегом – взбадривающая утренняя процедура (20)




Кедровка, за неимением орехов, завтракает остатками какой-то туши, валяющейся на крыше сеней (21)




Еще одна птичка лакомится очередной подстреленной копылухой (22)




Перед отъездом нужно обязательно пополнить запас дров, чтобы хозяева стойбища были не в обиде (23)




Признаки весны все очевиднее. Снег в лесу тает, появляется капель. (24-27)










На обед останавливаемся в уже знакомом стойбище Александра Могульчина. (28)




Гена и Егор профессионально и быстро готовят обед (29)




Водка при минусовой температуре льется вязкой плотной струйкой (30)




Короткий осмотр моторов, заправка и можно ехать дальше – в последний рывок до Ларьяка (31)




Финальная стадия пути тоже не обходятся без проблем (32-33)






Ларьяк

Ларьяк – начальная и конечная точка нашего путешествия на снегоходах – большое село на берегу реки Вах. По данным переписи 2008 года в Ларьяке живет 1076 человек.

Река Вах и домики Ларьяка (34)




Заснеженные улицы деревни (35-38)










Монумент на центральной площади Ларьяка (39)




Школа-интернат для детей из окрестных деревень и стойбищ (40)




Значительная часть населения Ларьяка - ханты. Чтобы выполнить последнюю задачу экспедиции – собрать образцы крови ваховских хантов для генетических исследований – мы отправились в ларьякскую участковую больницу. (41)




Благодаря помощи персонала больницы нам удалось взять кровь у нескольких десятков местных жителей. (42-47)














День 8. Ларьяк – Нижневартовск. 250 км.

Утром следующего дня быстро пакуем вещи, загружаем снегоходы и наш караван в том же составе – КАМАЗ со снегоходами, японский грузовичок с санями и внедорожник – отправляется в Нижневартовск (48-49)






Зимник уже начал подтаивать – мы выбрались вовремя. Через пару дней можно было уже не проехать (50-52)








По дороге до Вартовска минуем Вахское нефтяное месторождение (53)




Нефтяные качалки (54)




Нижневартовск

Ну и заключительная точка маршрута – Нижневартовск. В конце марта Нижневартовск, как и большинство сибирских городов, представляет собой не очень впечатляющее зрелище – грязный городской снег тает, покрывая серо-коричневой жижей улицы и дороги.

Гостиница «Надежда» - мое нижневартовское пристанище (55)




Железнодорожный вокзал (56)




Широкие улицы и типовые панельные жилые дома – типичный жилой район города (57)




На въезде в город – памятник покорителям первого разведанного здесь нефтяного месторождения - Самотлора (58)




Экспедиция закончена. Завершилось и мое довольно необычное приключение. Расставаться и с ребятами и с бескрайними снежными просторами немного жаль. Но есть еще много непокоренных мест. Может быть, мы еще вернемся.




Etc…

Начало:
Часть 1. 
Часть 2. 
Часть 3.