?

Log in

No account? Create an account

Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Кирибати. Часть 1/3. Баирики
KingsKanyon
etceterini
Кирибати? А где это? – Так обычно реагируют, узнав, что я посетил это благостное место. Затерянная в водах Тихого океана россыпь коралловых атоллов смело может претендовать на звание «дыра мира». Записывайте адрес - Океания, Микронезия, Экватор.







Немого географии

Кирибати, или острова Гилберта, как они назывались еще в недавние времена британского владычества – небольшое островное государство, географически входящее в Микронезию. Территориально Кирибати – это три архипелага небольших коралловых атоллов – острова Гилберта, острова Феникс и острова Лайн, растянутые вдоль экватора почти на 4 тысячи километров. Численность населения - 96 тысяч человек, но фактически хоть какая-то жизнь сосредоточена на главном острове государства – атолле Тарава в западной части Тихого океана (там живет 41 тысяча) и на острове Киритимати (Рождества) в 3,5 тысячах километров к востоку от Таравы. (1)




Жизнь на Кирибати нетороплива и не сильно затронута западной цивилизацией. Даже на Тараве подавляющее большинство населения живет в хижинах из пальмовых листьев. Кирибати считается одним из самых бессмысленных туристических направлений и привлекает очень небольшое число посетителей извне. Эта страна настолько забыта богом, что даже в текущих версиях путеводителей Lonely Planet нет про нее ни строчки.

Несмотря на свою любовь к географии, страноведению и путешествиям я тоже знал про Кирибати немного: то, что эта страна, вместе с Тувалу, постепенно уходит под воду из-за глобального потепления и то, что на Тараве было одно из крупнейших сражений второй мировой на тихоокеанском театре военных действий. Я даже был не в курсе, что принятое у нас написание «Кирибати» не соответствует правильному произношению. На местном языке сочетание букв «ти» произносится как «с». Соответственно, правильное название государства – «Кирибас». Поэтому и Киритимати читается как «Крисмас» (Рождество). Но не будем зацикливаться на лингвистических тонкостях. Раз на карте написано «Кирибати», то так тому и быть.

Кстати о языке. Государственный язык страны – английский, хотя в быту более распространен местный язык кирибас. Местные жители – кирибатийцы, называют себя и-кирибас. Собственной валюты в стране нет и в ходу здесь австралийские доллары.

Экономика страны в годы британского владычества базировалась на добыче фосфатов на одном из атоллов. Сейчас же главная статья экспорта – копра – высушенная мякоть кокосовых орехов, которая используется для изготовления косметики. Вторая и последняя статья дохода - продажа лицензий на рыболовство иностранным компаниям в обширной экономической зоне Кирибати. Местное же население живет практически натуральным хозяйством – кокосами и рыболовством для собственных нужд.

Повышение уровня океана, которое так волнует экологов, для Кирибати проблема потенциально важная, но не самая насущная. Главная проблема – перенаселение. 41 тысяча человек на Южной Тараве – слишком много. Не хватает элементарных ресурсов – воды и еды, нет работы, некуда девать мусор. Проблему эту пытаются решать программами переселения людей с Таравы на другие острова, в основном – на Киритимати. Многие местные уезжают на заработки в Австралию или Новую Зеландию. Эти две станы – надежда и опора Кирибати, впрочем, как и большинства других стран Океании. Любые дела, требующие финансовых вложений – ремонт ли взлетной полосы, снабжение ли баками для сбора дождевой воды, - все делается при помощи специальных австралийских или новозеландских программ помощи. Правда сейчас повышенную активность в Океании развивает еще и Тайвань.

Добраться до Кирибати относительно просто. На Тараву дважды в неделю летает Боинг 737 фиджийской компании «Эйр Пасифик». На острове Рождетсва делает промежуточную посадку Боинг 767 той же компании по дороге в Гонолулу и обратно. Небольшие самолеты с Таравы относительно регулярно летают на соседние Маршалловы острова и на мелкие атоллы островов Гилберта. Регулярного морского сообщения нет, хотя периодически Тараву и остров Рождества посещают грузовые суда.

Так стоит ли ехать на Кирибати? Если вы любите комфорт, порядок и все привыкли делать по расписанию – однозначно нет. Также не стоит надеяться, что на Кирибати вы сможете искупаться в изумрудной лагуне и полежать на пляжах из золотистого песка. По крайней мере, на Южной Тараве. Нет, и лагуна и пляжи на Кирибати есть, просто перенаселение и отсутствие нормальной инфраструктуры привело к тому, что концентрация кишечной палочки в лагуне в районе Южной Таравы в десятки раз превышает безопасные пределы, а пляжи используются как мусорные свалки и общественные туалеты.

Если же вы хотите увидеть действительно необычное, не слишком пока испорченное (или облагороженное – выберите сами) западной цивилизацией аутентичное место, погрузиться в неторопливую жизнь – приезжайте.

Только не забудьте оформить визу. Кирибати – одно из немногих государств Океании не имеющих безвизового режима для россиян. С визой придутся повозиться – поскольку посольства Кирибати в России нет, визу нужно оформлять в британском представительстве по британским правилам. Альтернативный вариант, которым воспользовался я – получить визу у почетных консулов Кирибати в Сиднее или в Гонолулу.

Еще немного географии: карта Таравы

Фото-рассказ о Кирибати я разобью на три части. Сегодня мы проделаем путь из Фиджи на Тараву и осмотрим главное поселение острова – городок Баирики. Во второй части будет рассказ о реликвиях второй мировой, сосредоточенных в самой западной части атолла, в Бейсо (Beitio). Ну а в третьей части мы отправимся на Северную Тараву, самую заброшенную часть атолла. На карте из старого издания Лонли Планет “South Pacific and Micronesia” красным обозначены места, которые мы посетим. (2)




Тарава, как видно на карте, – типичный коралловый атолл, представляющий собой кольцевую цепочку небольших островков, в центре которой находится лагуна. Островки отделены небольшими проливами, В отлив проливы мельчают, между островками и кое-где в центре лагуны образуются песчаные банки, в прилив же наполняются водой.

Островки действительно небольшие, хоть и протянулись километров на 30 с запада на восток и километров на 40 с севера на юг. Общая площадь всей суши на Тараве – всего 64 квадратных километра. Подавляющее большинство жителей населяют Южную Тараву – полоску от Бейсо на западе до Буоты на востоке, вдоль которой тянется единственная на острове дорога длиной 35 километров. Оптимисты из Лонли Планет нарисовали на карте и дорогу с юга на самый север, но на машине дальше Буоты не проедешь. На Северную Тараву можно попасть или на лодке, или перейдя вброд проливы во время отлива.

Сидней – Фиджи – Тарава

Попасть на Тараву по воздуху можно только рейсом «Эйр Пасифик» из Фиджи (возможность перелета с Маршалловых островов не будем рассматривать, ведь вначале туда тоже надо как-то попасть). Фиджи – это океанический хаб, связывающий затерянные в Океании мини-государства. Об особенностях полетов в Океании я расскажу как-нибудь отдельно. На Фиджи же я отправился из Сиднея рейсом в Нанди – главный аэропорт Фиджи.

В Нанди пришлось переночевать, поскольку рейс на Тараву отправляется рано утром. Для транзитных ночевок в Нанди могу смело рекомендовать отель Раффлз Гейтуэй – он расположен прямо на выезде из аэропорта, чист и комфортен (за что и относительно недешев) в отличие от большинства заведений в самом Нанди.

Номер в Раффлз Гейтуэй – последний оплот комфорта перед Таравой. (3)




Традиционное фиджийское гостеприимство выражается в бесконечных «Була!» (что значит и «Привет» и «Добро пожаловать») от всякого встречного в униформе и без, и в нескончаемых мелодичных песнопениях под гитару. Если местные мелодии действительно приятны, то «була!» на каждом шагу начинает постепенно раздражать, особенно на четвертый-пятый (как у меня) стоп на Фиджи в ожидании очередного перелета. (4)




Полетели. Под крылом самолета начали появляться островки. Это уже Кирибати - атолл Курия в стоне километров южнее Таравы, сразу за экватором. Два островка атолла - Буарики (тот, который побольше) и Онееке разделены проливом шириной всего 20 метров. На Курия есть аэродром (видите ВПП?) – сюда летает самолетик с Таравы. (5)




Следующий островок из гирлянды островов Гилберта – Табитауеа (или, Табиауеа) – тоже обитаем. Здесь живет 1400 человек и здесь тоже есть аэродром, который называется Майана. (6)




Вот и цель - атолл Тарава. Самолет пролетел над населенной Южной Таравой… (7)




… развернулся над лагуной и пошел на посадку вдоль островков Северной Таравы. (8)




Пролив между островками Аботао (слева) и Буота (справа). (9)




Через пролив, который разделяет Буоту (слева) и собственно Южную Тараву – главный остров в атолле – перекинут узкий мост. Сейчас прилив, поэтому часть песчаной косы Буоты вместе с несколькими пальмами оказалась под водой. (10)




Аэропорт Бонрики

Наконец самолет плюхнулся на посадочную полосу и покатился к стоянке мимо хижин местных жителей, пальмовых рощ и белых гребешков волн, накатывающих со стороны океана. (11)




«Международный аэропорт Бонрики» - гласит надпись над навесом, соединяющим два сарайчика – залы отлета и прилета. Каждый прилет самолета из Нанди - событие. (12)




Это зал прилета. (13)




А в зале отлета, спасаясь от жары под потолочным вентиляторами, ждут эвакуации на Фиджи десятка три-четыре жителей Таравы вместе с несколькими случайными туристами. (14)




Нарисованный от руки плакат предостерегает кирибатийцев от опасностей большой земли, принявших обличье прислонившейся к стене носительницы ВИЧ. (15)



Boeing 737 фиджийской Эйр Пасифик (этот самолет - DQ-FJM Mamanuca Islands) стоит в аэропорту лишь около часа – высаживает пассажиров, забирает новую партию и даже не дозаправляясь отправляется обратно. (16)




А это – половина флота местной компании «Эйр Кирибати» - китайский Харбин Y-12 (рег. номер T3-ATI), вмещающий 17 пассажиров и 2 пилотов. Этот самолетик, вместе с испанским CASA C-212, обслуживает перелеты между Таравой и соседними островками, часть из которых мы видели из иллюминатора. (17)




Дорнье 218 (V7-9207) прилетел с Маршалловых островов. (18)




Баирики

Агломерация Южной Таравы состоит из нескольких переходящих друг в друга деревень и маленьких городков, самый населенный из которых – Баирики в западной части атолла. Формально столицей Кирибати именуется вся Южная Тарава, но фактически большинство правительственных учреждений и резиденция президента находятся в Баирики.

Городки вытянулись вдоль единственной на Тараве дороги и о въезде в очередной населенный пункт извещают такие плакаты, совмещающие топографические функции с рекламными. (19)




Мэри’с Мотель в Баирики – пожалуй, лучшее из немногих мест на Тараве, где можно поселиться. (20)




Комната номер 9 – мое временное пристанище. (21)




Интерьер предельно аскетичен – 2 кровати, шкаф, стол, стул, кресло. Телевизора нет (да он на Тараве и не нужен). Зато есть временами работающий Wi-Fi и кондиционер. (22)




Завтрак из яичницы и растворимого кофе на открытой террасе входит в стоимость. На ужин есть выбор из 2-3 горячих блюд (лучше всего – местная рыба) и 2 видов баночного австралийского пива – 4X или VB.

Вечерами за ужином Мэри’с Мотель превращается в своеобразный клуб – большая часть иностранцев, которых одномоментно н Тараве бывает не больше 15-20 человек, живет здесь и за вечерней трапезой собирается довольно разношерстная и тем интересная компания. Одновременно со мной в мотеле обитали 5-6 представителей судоходных и судоремонтных компаний, томящихся на Тараве уже несколько месяцев и консультирующих ремонт местного флота – поляк из Австралии, американец из Индонезии и несколько англо-австралийцев; женщина-чиновник из правительства Вануату и еще какой-то тип неопределенной национальности и рода занятий, которой сторонился всех остальных. Потом появилась пара туристов из Голландии, бросивших работу и отправившихся в годичное кругосветное путешествие. А на одну из ночей поселились два канадских пилота, перегонявших легкий самолет из Ванкувера на Таити. Они были в дороге уже неделю, перемещаясь прыжками вдоль побережья Тихого Океана – из Ванкувера на Аляску, оттуда в Анадырь, затем в Петропавловск-Камчатский, Японию и дальше перепрыгивая с острова на остров в северной Океании.

А это мое средство передвижения по Тараве. Хоть остров небольшой, но без машины побывать везде, где хочется, было бы проблематично. Официального проката машин на Кирибати нет, поэтому мне пришлось договориться с мотелем и мне выделили эту старую Тойоту Карину, пригнав ее в аэропорт к моему прилету. Машина праворульная, поскольку движение на Кирибати, как и почти везде в Океании – левостороннее. (23)




А рядом на стоянке мотеля было припарковано вот такое чудо техники. (24)




Мотель находится на окраине Баирики, сразу за ним – козвей (дорога по искусственной дамбе) на островок Бейсо, куда мы отправимся в следующей серии. (25)




А пока же пройдемся по Баирики.

Общественный транспорт на Тараве представлен переполненными микроавтобусами, которые неторопливо движутся по единственному маршруту от Бейсо к Бонрики. На Тараве вообще не ездят быстрее 40 километров в час – торопиться некуда (26)




Причал в лагуне. (27)




Лагуна выглядит идиллически – лазурное море и желтый песок. Но купаться в лагуне на Южной Тараве категорически не рекомендуется – весь мусор и нечистоты из перенаселенных поселений атолла попадают в воды лагуны. (28)




У причала. Разбитые и брошенные машины разбросаны по всему острову – вывозить их за пределы атолла слишком дорого. (29)




Я уже упоминал, что повышенную активность в Океании развивает Тайвань – во многих государствах региона действует «тайваньская техническая миссия». Не обошла она стороной и Кирибати. Строения на переднем плане – учебная ферма, созданная миссией. На заднем плане – единственная в Кирибати тюрьма. (30)




Навес с крышей из пальмовых листьев, сделанный в форме традиционной манеабы, и вытоптанная волейбольная площадка – тоже часть тюремной территории. (31)




[Бодрым голосом ведущей радиостанции «Маяк»] Призывно распахнуло свои двери для жителей и гостей столицы новое интернет-кафе. (32)




С интернетом успешно конкурируют за души островитян несколько христианских конфессий и движений. Эта церковь Иисуса Христа на окраине Баирики на берегу океана принадлежит мормонам. (33)




С территории церкви можно разглядеть козвей на Бейсо и сам островок Бейсо вдали. (34)




Центром каждой деревеньки или общины Кирибати является манеаба. Это специальное строение, построенное по особым правилам и ритуалам, в котором местные жители собираются на общественные мероприятия, праздники, или просто обсудить насущные проблемы. Манеаба – большое открытое прямоугольное строение со столбами по периметру и высокой треугольной крышей. Традиционно столбы делают из пальмовых стволов, а крышу - из пальмовых листьев, как на фото 31, но встречаются и более современные варианты, как на фото ниже. Столбы, поддерживающие периметр крыши невысоки – на уровне плеч, чтобы каждый входящий наклонил голову. Манеаба идеально подходит для местного жаркого и влажного климата – она хорошо проветривается и надежно защищает от дождя. На Тараве кроме манеаб местных общин есть и манеабы общин других островов – там всегда могут найти приют жители отдаленного острова, приехавшие в столицу. Вот манеаба общины острова Онотоа. Надпись над входом гласит «Маори» - «Здравствуйте», или «Добро пожаловать». Ржавые бочки служат урнами дл мусора. (35)





Кирибати – молодая нация. В прямом смысле – в островном государстве очень высокая рождаемость и много детей. Единственное шоссе Таравы каждый день после обеда заполняется толпами школьников, направляющихся в свои хижины после занятий. У каждой школы – своя форма. В школе напротив манеабы Онотоа мальчики одеты в желтые рубашки, а девочки – в фиолетовые сарафаны. (36)




Улица в Баирики. (37)




Эта поляна с футбольными воротами без сетки и небольшой трибуной, крытой по форме манеабы, носит гордое имя «Национальный стадион Баирики». (38-39)






Напротив стадиона – офис президента. Кирибати – парламентская республика, президент которой избирается всеобщим голосованием. Нынешний глава государства Аноте Тонг был избран в 2007 году. (40)




Министерство иностранных дел. (41)




Мы добрались до центральной площади Баирики. (42)




Неработающий фонтан и рукописная реклама страховой компании оживляют пейзаж площади. (43)




Социальная реклама – плод усилий правительства Кирибати и новозеландского фонда помощи. Найдите 10 отличий. Программа устойчивого развития города предлагает убирать мусор, сушить белье на солнце и держать свиней в загоне. (44)




На площади – отделении банка ANZ… (45)




… и торговые лавочки. (46)




В выходной день на площади много людей – здесь проходит песенный конкурс. (47-48)






Группа девочек и мальчик в национальных костюмах поют заунывную песню. (49)




А это выступают студенты морского ПТУ (Marine training centre) – единственного в стране послешкольного учебного заведения. Оно готовит моряков для торгового флота. Эта профессии дает местным парням хоть какие-то шансы на будущее – сейчас порядка 2 тысяч и-кирибас плавают на судах под разными флагами. (50-51)






Еще один номер. (52)




Среди зрителей и знакомые нам желто-фиолетовые школьники. (53)




Национальная библиотека и архив. Архитектура здания навеяна мотивами манеабы. (54)




Церковь богоматери святого сердца. (55)




Как и в любой церкви на Кирибати, интерьер примитивен. Накрытый стол вместо алтаря, и фигурка распятого Христа на стене вместо иконостаса. (56)




А это – крупнейший торговый центр страны, двухэтажная торговая аркада. (57)




В одной из клетушек центра – офис «Эйр Кирибати» и компании «Аур Эйрлайнз» из Науру. Расписание «Эйр Кирибати» предлагает полеты на том самом Y-12, который мы видели в аэропорту, на маленькие островки вокруг Таравы, в том числе на знакомые нам Курия и Майану. (58)




Прогулка по Баирики закончилась. В следующей серии поедем в Бейсо - искать следы битвы при Тараве.

Etc…

Что будет дальше?

Кирибати. Часть 2/3. Бейсо. По следам битвы при Тараве
Кирибати. Часть 3/3. От Баирики до Буоты. Северная Тарава

Начало путешествия по Австралазии:

Австралазия. Анонс. 
Бангкок, Банглампу 
Джакарта, Индонезия. Кота
Джакарта, Индонезия. Сунда Келапа и Глодок 
Джакарта, Индонезия. Центр
Джакарта с вершины национального монумента
Бруней. Бандар-Сери-Бегаван. Часть 1/2
Бруней. Бандар-Сери-Бегаван. Часть 2/2
Бруней. Деревня на воде Кампунг Айер
Город номер два. Австралия, Мельбурн. Ч. 1/2
Город номер два. Австралия, Мельбурн. Ч. 2/2
Мельбурн. Вид сверху
Большая океанская дорога. Часть 1/3. Из Мельбурна в Кеннет Ривер
Большая океанская дорога. Часть 2/3. 12 апостолов и другие природные красоты
Большая океанская дорога. Часть 2/3. Варрнамбул, Порт Фэйри, Кэмпердаун
Лучший город Земли. Сидней, Австралия
Иконы Сиднея: Сиднейский мост и опера
Сидней, Австралия. Прогулка на пароме по заливу Порт Джексон
Сидней, Австралия. Рокс, Дарлингхёрст и Вуллумулу
Сидней: вид сверху
Аэропорт Кингсфорд-Смит и Сидней из иллюминатора самолета


  • 1
Очень интересно, большое спасибо!

Мелкий райцентр ЦЧР,только с неграми :)
Спасибо

На самом деле есть кое-что общее в ощущениях)

интересное местечко )

отличное местечко нашли

Хороший рассказ, спасибо!
А просветите пожалуйста, сколько будет стоит билет туда и обратно из Москвы?

Москва-Сидней - порядка 1000 долларов, Сидней - Нанди (Фиджи) - долларов 400, Нанди - Тарава - порядка 600 долларов. Все туда-обратно и очень примерно. Можно прицельно посмотреть на скайсканнер.ком или момондо.ком.

Кирибати. Часть 2/3. Бейсо. По следам битвы при Тараве

Пользователь i_cherski сослался на вашу запись в «Кирибати. Часть 2/3. Бейсо. По следам битвы при Тараве» в контексте: [...] Кирибати. Часть 1/3. Баирики [...]

Спасибо,очень интересно

Пожалуйста! Мне тоже интересно делиться впечатлениями.

Все читаю не в хронологии выпуска постов, но законченность и наполненность фактами вашего повествования это позволяют.
Жаль, что страна находится в упадке, хотя по фото это не очень заметно (пока).
Особенно жаль лагуну! Красивая и, с первого взгляда чистая, а палочек всяких полным-полно(((
Из Океании могу сравнивать только с Таити, Фиджи и островами Кука. Там все по другому, как-бы другой полюс! А билеты до Сиднея реально по штуке бывают?

Р.S. Если будет желание, о наших островах можете почитать-посмотреть здесь: http://xorolik.livejournal.com/

Билеты по 1000 USD бывают, ели отслеживать всякие скидочные тарифы. Регулярные тарифы примерно по 1000 евро (туда плюс обратно) у китайцев, корейцев, вьетнамцев с одной пересадкой у них.
Спасибо за ссылку. Зашел посмотрел, буду читать.

Вануату. Водопады, бухты и петанк

Пользователь i_cherski сослался на вашу запись в записи «Вануату. Водопады, бухты и петанк» в контексте: [...] [...]

Узнала о существовании Кирибати буквально год назад из книги Маартена Трооста. А буквально на днях наткрулась на этот ваш репортаж, который просто постранично иллюстрирует книгу :) Даже китайский самолёт там описан...

Троста я прочитал уже после поездки. Описания совпадают - на Кирибати взгляд приезжего цепляется за одни и те же детали. Посмотрите еще про Тувалу, Самоа и Вануату.

Спасибо, очень интересно и фотографии качественные.
Только что вернулся с острова Рождества, Кирибати. Он будет поинтереснее столицы своего государства)

Привез очень много красивых фоток

Фоторепортаж с острова Рождества (Кирибати)




Edited at 2014-08-10 03:01 am (UTC)

  • 1