?

Log in

No account? Create an account

Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Кирибати. Часть 2/3. Бейсо. По следам битвы при Тараве
KingsKanyon
etceterini
В ноябре 1943 года островок Бейсо на Южной Тараве стал ареной одного из самых кровопролитных сражений на тихоокеанском театре военных действий. В борьбе за этот никому не нужный клочок земли погибло почти 6 тысяч человек – японцев, американцев и корейцев. Спустя 70 лет на Бейсо сохранилось множество напоминаний о той битве – покореженные пушки, заброшенные бункеры, проржавевшие танки.



Внимание! В записи присутствуют исторические фотографии военных действий, содержащие сцены жестокости и насилия.



Бейсо (Beitio) – самый западный островок атолла Тарава. (1)




История битвы при Тараве

К 1943 году вся Юго-Восточная Азия и существенная часть Океании, включая Соломоновы острова на юге, Марианские, Каролинские и Маршалловы острова на западе находились под контролем Японии. Острова Гилберта, к которым относится Тарава, были юго-восточной границей японских завоеваний на Тихом океане. (2)
[Эта карта, как и последующие исторические фотографии и карты, взята из книги Деррика Райта - Derrick Wright. Tarawa 1943. Osprey Publishing 2000. Campaign Series No 77].




Проиграв сражение при Гуадалканале на Соломоновых островах в 1942 году, японцы принялись укреплять Тараву как возможный передовой рубеж обороны. В первой половине 1943 года на Бейсо, где была взлетно-посадочная полоса и небольшая японская, авиабаза, японцы воздвигли мощные береговые оборонительные рубежи, задачей которых было противостоять возможному десанту американцев. Гарнизон острова состоял из подразделений морской пехоты японского императорского военно-морского флота, входивших в так называемые «специальные морские десантные подразделения» - хорошо обученную элиту ВМФ с железной дисциплиной и преданностью. Общая численность японского гарнизона составляла 2600 человек. На вооружении были пушки береговой обороны и 14 легких танков «Тип 95». Кроме гарнизона на острове работали на строительстве оборонительных сооружений 1000 японцев и 1200 корейских пленных.

Так Бейсо выглядел в 1943 году. Видно, что большую часть острова занимает ВПП японской авиабазы. (3)




Американцам для наступления на Филиппины и Японию был необходим промежуточный плацдарм – для этого нужно было отвоевывать Каролинские и Марианские острова. Но сначала нужно было взять Тараву, которая прикрывала направления американских ударов с юга.

В сентябре 1943 командование американских сил на Тихом Океане, во главе которого стоял адмирал флота Честер У. Нимитц, разработало пан «Операции Гальваник» по захвату Таравы. По плану десантные корабли под прикрытием ударов боевых судов ВМФ и авиации должны были высадить десант на Бейсо. Корабли должны были подойти с запада. Десант из подразделений 2-го дивизиона морской пехоты и средних танков «Шерман» должен быть пройти через пролив в коралловом рифе высадиться с северной стороны Бейсо в составе трех групп на участках, называемых Красный Пляж 1, 2 и 3. (4)




Командовал вторым дивизионом морской пехоты генерал-майор Джулиан Смит. На фото он справа. Слева - командующий V морского десантного корпуса, в который входил 2-й дивизион, Холланд М. Смит. (5)




Японскими силами на Бейсо руководил 49-летний адмирал Кейджи Шибазаки. (6)




Американская группировка, участвовавшая в операции, насчитывала 17 авианосцев, несколько десятков боевых кораблей и 36 транспортных судов. Общая численность группировки была 35 тысяч человек, в том числе 20 тысяч морских пехотинцев.

Битва при Тараве началась 20 ноября 1943 года. В день «Д» в 3 часа ночи десант на легких десантных катерах и на плавающих гусеничных десантных машинах - Амтраках - начал выгружаться с транспортных кораблей в воду. В 6.00 был очищен от мин проход между рифами. В 7:45 началась массированная бомбардировка Бейсо, и в 9:00 десант начал высаживаться на остров. На Красный пляж 1 десантировался батальон под командованием майора Джона Шоттеля, на Красный пляж 2 – батальон подполковника Херберта Эйми, на Красный пляж 3 - батальон майора Хенри Кроуи (7)




Японцы оказывали ожесточенное сопротивление, Красный пляж был просто усеян трупами американских морских пехотинцев, а в глубине острова под развалинами бункеров гибли японцы. Ближе к вечеру американцам удалось прямыми попаданиями разрушить командный бункер японских сил, где вместе с адмиралом Шибазаки погибло еще 300 японских солдат и офицеров.

На второй день американцы заняли большую часть острова, оттеснив оставшихся японцев в восточный угол Бейсо.

Третий день сражения, 22 ноября, был в основном посвящен консолидации сил и укреплению позиций обеих сторон.

В 4 утра на четвертый день битвы, 23 ноября, японцы предприняли самоубийственную контратаку – 300 оставшихся в живых солдат с криками «Банзай!» кинулись на американские рубежи. Американцы при поддержке судовой артиллерии отбили последний натиск японцев, а в 7 утра самолеты с авианосцев провели зачищающую бомбардировку японских позиций. К часу дня остров оказался полностью под американским контролем. Операция закончилась.

Восточная часть Бейсо, изрытая воронками от бомб. (8)




Последствия сражения были ужасающими. Из японского гарнизона численностью 3636 человек остались в живых и сдались в плен лишь 17 – один офицер и 16 солдат. Из 1200 корейских рабочих выжили всего 129 человек. Потери американцев тоже были немалыми. Из 12000 десантников, высадившихся на остров, 894 человека были убиты и еще 2188 – ранены.

Американские Амтраки на Красном пляже. (9)




Трупы десантников и разбитый танк «Шерман». (10)




Разбитые японские позиции. (11)




Многие из оставшихся в живых японцев предпочли не сдаваться в плен, а покончить с собой. Застрелившийся японский солдат. На курок ружья ему пришлось нажимать пальцем ноги. (12)




Единственный попавший в плен офицер. (13)




Победители. Адмирал Нимитц (в центре) и генерал-майор Джулиан Смит (впереди) осматривают поля сражений. (14)



Проигравшие. Разрушенный командный бункер адмирала Шибазаки и разбитый танк «Тип 95». (15)




Бейсо. Следы былых сражений

Наверное, вас уже утомил этот драматический экскурс в историю. Но без него трудно будет передать те чувства, которые испытываешь, попав на Бейсо.
Впрочем, современный вид острова ничем кроме пушек и старых бункеров не напоминает о былых временах, да и большая часть местных жителей, ходя по костям и крови, вообще ничего не знает о битве за Тараву.

Сейчас Бейсо соединен с соседним островком Баирики 4-километровым козвеем (дорогой по искусственной дамбе). В 43-м этой дамбы не было. (16)




Сразу же за козвеем, на восточной оконечности острова Бейсо - Такаронго Пойнт – начинаются бункеры и пушки береговой обороны.

Японский бункер для личного состава. (17)




Пушки береговой обороны. Со стороны океана Бейсо защищали орудия главного калибра - 8-дюймовые (203 мм) английские пуши Виккерс, купленные у британцев еще во время русско-японской войны. Американцы разбомбили их в первую очередь, и пушки так и остались повернутыми в противоположную от места высадки десанта сторону. (18-19)






Местные жители используют пляж под пушками в качестве общественного туалета. В большинстве домов и хижин на Тараве нет ни водопровода, ни канализации. (20-21)






Сами пушки хорошо сохранились, даже краска почти не облупилась и следы ржавчины минимальны. (22)




Такие пейзажи наблюдали японские артиллеристы, несшие вахту. (23-24)






Еще один бункер для солдат. (25)




Низкие бункеры с покатыми крышами – склады боеприпасов. (26)




Это остатки пункта управления огнем. Сверху был еще вращающийся купол. (27)




Один из командных бункеров на Такаронго Пойнт. (28)




В восточной части острова на узкой косе между океаном и лагуной – несколько церквушек. Католическая церковь. (29)




Церковь Святого Павла (Миллениум). (30-32)








Разрушенная орудийная позиция на берегу океана. 75-миллиметровы пушки сохранились гораздо хуже 203-миллиметровых. (33)




Современное кладбище вокруг разбомбленного бункера. (34)




В центре кладбища – мемориал Бейсо. На одной из сторон мемориала посвящение местным жителям, погибшим или пострадавшем во время японской оккупации. На другой стороне – имена 22-х новозеландцев и британцев, составлявших службу берегового наблюдения острова и казненных японцами 15 октября 1942 года. Среди казненных был и миссионер Реверент Сэдд, вещи которого мы увидим в музее в следующей серии. (35-36)






Еще одна батарея 203-миллиметровых орудий защищала западный мыс острова - Темакин Пойнт. (37)




Так это место выглядело сразу после сражения. (38)




Остатки бункеров и легких пушек на Темакин Пойнт. (39-40)






Сейчас на пляже на Темакин Пойнт – хижины местных жителей. (41)




Продолжим путь по берегу со стороны лагуны и посмотрим на места высадки десанта.

Красный пляж 1 сейчас. (42)




… и в ноябре 1943-го. (10)




Красный пляж 2. (43)




Этот танк «Шерман» так и не добрался до берега на Красном пляже 2. Силуэт на заднем плане – по видимому, американский десантный катер, хотя подтверждения этому я не нашел. (44)




Красный пляж 3 во время высадки десанта. (9)




Это фото сделано почти на том же месте 69 лет спустя, только во время отлива. (45)




Местные жители в отлив заняты сбором морской живности. (46)




Один из бункеров на Красном пляже 3 спрятался во дворе отделения полиции. (47)




Полицейские разрешили мне пройти во двор, чтобы его увидеть. (48)




И даже провели внутрь бункера, который они используют как склад. (49)




А это командный бункер адмирала Шибазаки. Со стороны моря он выглядит почти нетронутым. (50)




Основной удар американцы нанесли со стороны лагуны. Шибазаки и остальные 300 человек в бункере были убиты прямыми попаданиями корабельных снарядов. (51)




Так бункер выглядел сразу после битвы. (15)




Этот бункер рядом с Marine Training Centre местные жители используют в качестве жилья. Его даже покрасили в желтый цвет. (52)




Сам Marine Training Centre – это единственное на Кирибати ПТУ. Здесь готовят моряков торгового флота. (53)




Недалеко от командного бункера спрятался японский и корейский мемориал. Два памятника посвящены памяти погибших японцев и корейцев. Я долго плутал в трех пальмах в поисках этого мемориала, никто из местных о нем ничего не знает. Территория мемориала оказалась огороженной решеткой, закрытой на замок, ключи от которого нужно было искать в городском совете Бейсо. (54)




Рядом с мемориалом – ржавая 70-миллиметровая пушка. (55)




А вот американский мемориал мне найти так и не удалось. Судя по сведениям из старого Лонли Планет, в 2006 году его должны были перенести на новое место в связи с расширением спортплощадки. Я обошел весь Бейсо, благо на это не нужно много времени, но ничего не нашел. Местные, как и следовало ожидать, ничего не знают.

Как вы поняли, военные реликвии, разбросанные по Бейсо, не охраняемые и не сохраняемые, совсем не мешают жить островитянам. На развалинах японских бункеров и орудийных позиций строят хижины, на рифах у затонувших танков рыбачат и собирают моллюсков.

Эта хижина на Красном пляже – хороший и просторный, по кирибатийским меркам, дом. (56)




Школьники у стен командного бункера рады попозировать редкому здесь иностранцу. (57)




Пацаны на улице. (58)




Местный кинотеатр. (59)




А это бар. (60)




На спортивной площадке на месте ВПП японской авиабазы проходит официальный матч местного чемпионата по футболу. (61-62)






Как и положено на официальной встрече, есть и судьи (мужичек с флажком на заднем плане), и зрители. (63-64)






Католическая церковь. Ее колокольня с покосившимся крестом – самое высокое здание на Тараве. (65-66)






Кольцевая развязка на въезде в город. (67)




Порт Бейсо

В Бейсо находится единственный на Тараве морской порт.

Небольшие суда причаливают к пирсу между Красным пляжем 2 и 3 (68)




А корабли побольше стоят на якоре в лагуне в отдалении от берега. (69-70)






Морские перевозки – основной путь снабжения Кирибати всем необходимым. Контейнеровоз «Южная жемчужина», приписанный к Сингапуру, привез очередную партию грузов на Тараву. Пришвартоваться к пирсу он не может – слишком мелко, поэтому контейнеры перегружают на небольшие мотобаржи. (71)




… с которых их грузят на контейнеровозы. (72)




Торговый и рыболовный флот Кирибати состоит из нескольких проржавевших насквозь посудин. Именно их страховка, состояние и ремонт является предметом консультаций местным властям со стороны моих соседей по Мэри’c Мотель (73-76)










На Тараве есть и пассажирский транспорт. Этот катамаран «Санта Иоане» только что приплыл с Нуатабу – самого северного островка атолла. (77)




Туда, на Северную Тараву, мы отправимся в следующий раз.


Etc…

PS. Если кого-то заинтересовала история битвы при Тараве, рекомендую почитать хорошо иллюстрированную и документированную книгу «Tarawa 1943» (автор – Derrick Wright), из которой я и взял исторические фото и планы. Книга вышла в 2000 году в издательстве «Osprey Publishing» в серии «Campaign» (номер 77 в этой серии). Могу поделиться пдф-версией этой книги.

UPD: Мультфильм "Полигон", рекомендованный nasy

Что будет дальше?

Кирибати. Часть 3/3. От Баирики до Буоты. Северная Тарава

Начало путешествия по Австралазии:

Австралазия. Анонс. 
Бангкок, Банглампу 
Джакарта, Индонезия. Кота
Джакарта, Индонезия. Сунда Келапа и Глодок 
Джакарта, Индонезия. Центр
Джакарта с вершины национального монумента
Бруней. Бандар-Сери-Бегаван. Часть 1/2
Бруней. Бандар-Сери-Бегаван. Часть 2/2
Бруней. Деревня на воде Кампунг Айер
Город номер два. Австралия, Мельбурн. Ч. 1/2
Город номер два. Австралия, Мельбурн. Ч. 2/2
Мельбурн. Вид сверху
Большая океанская дорога. Часть 1/3. Из Мельбурна в Кеннет Ривер
Большая океанская дорога. Часть 2/3. 12 апостолов и другие природные красоты
Большая океанская дорога. Часть 2/3. Варрнамбул, Порт Фэйри, Кэмпердаун
Лучший город Земли. Сидней, Австралия
Иконы Сиднея: Сиднейский мост и опера
Сидней, Австралия. Прогулка на пароме по заливу Порт Джексон
Сидней, Австралия. Рокс, Дарлингхёрст и Вуллумулу
Сидней: вид сверху
Аэропорт Кингсфорд-Смит и Сидней из иллюминатора самолета
Кирибати. Часть 1/3. Баирики


  • 1
Есть такой очень хороший мультфильм - "Полигон". После прочтения про Бейсо, сложилось впечатление что именно про него "Полигон" и сняли.
Очень интересно, спасибо.

Пожалуйста! Мультфильма я не видел, надо будет найти.

Обязательно посмотрите, он есть на Ютюбе. Мультфильм совсем небольшой, меньше 10 минут.

Нашел, посмотрел. Огромное спасибо! Мультфильм просто отличный. И на Бейсо действительно похоже.

Крутейший пост!Спасибо!

Рад, очень рад) Заходите за продолжениями.

Очень интересно! Большое спасибо!

отличный репортаж

Спасибо, интересный материал.

интересный репорт
очень интересный

Кирибати. Часть 2/3. Бейсо. По следам битвы при Тараве

Пользователь i_cherski сослался на вашу запись в «Кирибати. Часть 2/3. Бейсо. По следам битвы при Тараве» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кирибати. Часть 2/3. Бейсо. По следам битвы при Тараве [...]

Вот за такие посты нужно дипломы и премии давать. Мало того, что (мама дорогая), добрались до Кирибати, так еще и так содержательно рассказали. Кроме, респект, другого слова не найду!
Теперь мечтаю, что бы вы Гуадалканал посетили. Сам пока не сдюжу.

Большое спасибо за столь высокую оценку моих скромных трудов.). Я в эту поездку в Океанию изначально планировал Гуадалканал, но потом от заезда на Соломоновы острова пришлось отказаться из-за необходимости тратить время на получение визы в британском посольстве. С Кирибати я эту проблему обошел,а с Соломонами не получилось. Окажусь ли там еще - не знаю.

Спасибо, очень интересно!!! Есть такой мини-сериал от Стивена Спилберга и Тома Хэнкса "The Pacific" , рассказывает в мельчайших подробностях все что происходило.

С одной стороны безумно интересно, потому что я очень люблю историю, особенно историю войн. С другой стороны с грустью вынужден констатировать, что моя гланая паганельская мечта - Кирибати безнадежно испорчен человеком:(((

Ну не все так печально. Испорчена только Южная Тарава и Крисмас. На Кирибати есть еще куча маленьких островков, куда еще не ступала нога ЖЖ-блогера). Даже на той же Тараве, только северной - все гораздо ближе к первозданному бытию.

огромное спасибо за интересные,развёрнутые отчёты.Не так давно"заразился" Океанией,собираю инфу,планирую маршрут,строю планы.Ваши отчёты очень к месту.К сожалению, Була-паса больше не существует.Теперь остается только брать сквозной билет на один из островов Эйр Пасификом, делать длинный стоповер на Фиджах и летать оттуда на все остальные острова уже раундтрипами.

Спасибо! Про Була-пасс - печально. Это реально была хорошая экономия на перелетах(

Вануату. Водопады, бухты и петанк

Пользователь i_cherski сослался на вашу запись в записи «Вануату. Водопады, бухты и петанк» в контексте: [...] [...]

  • 1