
Мешхед – второй по величине город Ирана, столица провинции Хорасан-Разави. В городе, расположенном в северо-восточном «углу» Ирана, близ границы с Туркменистаном и Афганистаном, живет почти 3 миллиона человек. Мешхед - священный для шиитов город. Здесь находится мавзолей одного из самых почитаемых щиитских святых – имама Резы, который каждый год посещают около 20 миллионов паломников. Собственно, имаму Резе Мешхед и обязан своим возникновением.
Немного истории
Для понимания ситуации нужно пояснить, кто такие имамы и что они значат для суннитов и шиитов. В исламе имам – духовный глава и учитель. У суннитов титул имама получает самый праведный и лучший представитель исламской общины. Для шиитов же (к которым относятся и иранцы) имам - посредник между богом и людьми, получающий свой статус по наследству и ведущий родословную от двоюродного брата пророка Мухаммеда. Первые 12 имамов почитаются шиитами как святые. Имам Реза (или Али ар-Рида) был восьмым имамом, жил в конце VIII – начале IX века во времена могущественного халифа Гаруна аль-Рашида. Гарун аль-Рашид – не только персонаж сказок из «Тысячи и одной ночи», но и реальное историческое лицо, правитель багдадского халифата. История гласит, что имам Реза был в опале у Гаруна аль-Рашида и через несколько лет после смерти халифа, в 818 году, был отравлен его сыном в городе Тус. Похоронили имама недалеко от Туса в месте, которое было названо Мешхед аль-Реза (место мученичества Резы). Вокруг мавзолея постепенно разросся город, со временем утративший вторую часть своего названия.
Первые несколько веков своего существования Мешхед находился в тени соседнего Туса, но в XIV веке при Тимуре стал столицей Хорасана. Город достиг зенита своего влияния в XVIII веке, когда Хорасаном правил воинственный и суровый Надир-Шах. В современной истории Ирана подъем Мешхеда связан с ирано-иракской войной. Мешхед – самый удаленный от линии фронта город Ирана, принял в годы войны множество беженцев, многие из которых остались в городе и после окончания боевых действий.
Тегеран - Мешхед
Я летел в Мешхед рейсом местной компании «Каспиан Эйр» из Тегерана. Вскоре после взлета за иллюминатором показалась заснеженная вершина пика Демавенд. Этот потухший вулкан в хребте Эльбурс – самая высшая точка Ирана (5610 метров). Демавенд фигурирует и в зороастрийской религии и в персидской мифологии как место заточения злых духов. Упомянут Демавенд и в персидском эпосе «Шахнаме». (1)

Подлетаем к Мешхеду. Окраина города и окружная дорога. (2)

Центральная часть Мешхеда. Пересечение улицы Ахмадабад (слева) и проспекта Данешгах, уходящего вдаль на север к железнодорожному вокзалу. (3)

Самое сердце города – мавзолей имама Резы с голубым куполом и золотыми минаретами. За ним – широкий бульвар Табарси, а вдали – очертания хребта Копетдаг к северу от города. (4)

Отель и окрестности
Поселился я в отеле «Фарс» на улице Ахмадабад. «Фарс» - типичный иранский отель: мебель и техника старая, но есть все минимально необходимое. Интернет в этот перечень, естественно, не входит. (5)

Атрибут любой иранской гостиницы – резиновые шлепанцы. Две пары для хождения по номеру (6)…

… и еще две пары – в ванной. На фото можно заметить еще один типично иранский штрих – полотенца в пластиковых пакетах. Последняя характерная черта – шланг для гигиенических нужд в туалете – в кадр не попала. (7)

Улица Ахмадабад. (8)

Общественный транспорт в Мешхеде представлен довольно современными автобусами (9)…

… и метро. В городе есть две линии метрополитена, идущие, в основном, по поверхности и лишь в самом центре забирающиеся под землю. На фото – станция Гаэм. (10)

Мавзолей имама Резы и паломники-машти
Главная и почти единственная достопримечательность Мешхеда – мавзолей имама Резы. По-персидски он называется Харам-е Разави, или просто Харам. Харам – огромный комплекс зданий в центре Мешхеда, к которому сходятся все главные улицы города.
Первоначальный вариант мавзолея был построен, как вы поняли, в 818 году. Впоследствии мавзолей многократно перестраивался и расширялся – в последний раз в 1979, накануне исламской революции. Сейчас комплекс Харам занимает территорию примерно 600 на 600 метров. На ней – собственно мавзолей, несколько мечетей и музеев. Не-мусульман на территорию Харама пускают свободно, за исключением двух наиболее святых мест – самого мавзолея Резы и мечети Гохар-Шад рядом с ним. Но на деле никто не контролирует и не останавливает. Несмотря на то, что я был единственным не по мусульмански выглядящим туристом среди нескольких тысяч паломников, я спокойно прошел и в сам мавзолей.
Площадь Бейт-ол-Мокаддас перед мавзолеем. (11)

Территория под мавзолеем занята проездами и парковками. (12)

На территорию Харама не пускают с сумками и фотокамерами. Вещи можно оставить в камере хранения. (13)

Фотографировать в мавзолее запрещено, поэтому пришлось ограничиться лишь несколькими кадрами снаружи.
Минареты у входа. (14)

Здание с голубым куполом вдали и есть собственно мавзолей имама. (15)

Многочисленные паломники-шииты приезжают в Мешхед не только из Ирана. (16-18)



Паломничество в Мешхед, хоть и немного уступает по значимости хаджу в Мекку, для мусульман-шиитов является одним из самых ярких выражений веры и одним из главных дел в жизни. Паломники, побывавшие в Мекке, получают к своему имени почетную приставку «хаджи», а паломники, посетившие Мешхед, именуются «машти». Мои иранские приятели после того, как я побывал в Хараме, шутили, что я теперь «машти Вадим»
Очередная партия «машти» покидает мавзолей. (19)

Комплекс Харам считается одним из главных шедевров исламской архитектуры в Иране. И он действительно красив – мраморные площади, голубые купола, минареты в изразцах. (20-22)



Машти у ворот Харама. (23)

Вокруг Харама
Улицы, сходящиеся к Хараму, застроены недорогими отелями для паломников. Вид на площадь Бейт-ол-Мокаддас и улицу Имама Резы. Многоэтажки справа и слева – отели. (24)

Улица Имама Резы. На дальнем плане – предгорья хребта Эльбурс к югу от Мешхеда. (25)

У западного угла Харама притаилась небольшая, но симпатичная мечеть 72 мучеников, или Масджид-и-Шах. Построена она была в начале XV века в качестве мавзолея для тимурида шаха Амира, тогдашнего правителя Хорасана. (26)

Низкие куполообразные строения перед мечетью – бани Мехди Голибек Хамам, в которых сейчас расположены музеи. (27)

Северо-западные ворота Харама. Здесь – автобусная остановка и стоянка такси, главное место прибытия моторизованных паломников. (28)

Синие изразцы, золотые минареты, желтые такси и зеленые знамена шиитов. (29)

Под комплексом зданий Харама – сквозные тоннели для проезда и подземные парковки. (30)

Мечеть с часовой башней у северо-западных ворот. (31)

Мешхед повседневный
Улица Ширази – один из бульваров, отходящих от Харама. Уличная торговля – двигатель социального прогресса. Модные фасоны мужской и женской одежды ничем не уступают парижским моделям. (32)

Газеты пока не сдаются под натиском интернета. (33)

А персидские ковры – вечный эквивалент благосостояния. (34)

Мавзолей Надир-Шаха. (35)

Надир-шах правил Персией в 1700-е годы, и его империя постиралась от Дагестана до Дели. Тиран и завоеватель для большинства своих подданных, Мешхеду он был любезен тем, что при нем – выходце из Хорасана – город был самым влиятельным в империи. Мавзолей Надир-Шаха имеет форму шатра – шах родился и умер под сводами походной палатки. (36)

Подрастающее поколение хорасанцев с гордостью несет в своих сердцах светлый образ прославленного полководца и великого государственного деятеля. Ну, или просто любит поиграть в войнушку в игрушечных доспехах времен Надир-шаха. (37)

Чтят жители Мешхеда и других - более древних и менее славных правителей. Под сводами этого уютного мавзолея, расположившегося на раундэбауте посреди оживленной улицы Ахунд Хорасани, покоится шейх Мохаммед Хаким Момен Машхади – местный правитель XI века из династии Сефевидов. Мавзолей называется Гонбад-е-Сабз, или «Зеленый купол». (38)

Краткую историю этого места можно узнать из поясняющей таблички, дублирующей текст на фарси английским переводом. Несмотря на небольшой поток туристов, почти любая достопримечательность в Иране имеет пояснения на английском. Удобно, а то что фарси, что арабский среднему туристу вроде меня абсолютно непонятны. (39)

Интерьер мавзолея шейха Хакима весьма аскетичен. (40)

Купол мавзолея перекликается с голубым куполом религиозной школы Сараб на другом конце улицы Ахунд Хорасани. (41)

Углубляемся дальше в узкие улочки между оживленными проспектами. (42)

Уличный рынок. (43-44)


Ангел, преклонивший колени в знак уважения имама Резы, площадь Хордад. (45)

Выбираемся на окружную дорогу и едем в медицинский университет имени Фирдоуси. (46)

Медуниверситет – большой комплекс современных зданий с учебными корпусами и студенческим кампусом. (47-48)


Мечеть в кампусе еще недостроена. (49)

На главной аллее кампуса – памятник персидскому поэту Фирдоуси, в четь которого и назван университет. (50)

На родину автора «Шахнаме», в Тус, отправимся в следующей серии. А пока завершим день в Мешхеде чаепитием с моими иранскими приятелями… (51)

… и прогулкой по вечернему городу.
Улица Имама Резы. (52-53)


Поток паломников в мавзолей имама не иссякает и вечером. (54-56)



Etc…
Исламская республика эпохи застоя. Предыдущие серии:
![]() |