И для привлечения внимания – проверьте свою авиа-эрудицию на небольшой загадке по опознаванию самолетов и получите приз. Загадка внутри поста.

Международный аэропорт Нгурах Рай
Единственный аэропорт на Бали носит имя индонезийского народного героя войны за независимость Нгураха Рая. Альтернативное его название – Международный аэропорт Денпасар, код IATA – DPS.
Аэропорт принимает порядка 15 млн пассажиров в год (по этому показателю он третий в Индонезии). Основные эксплуатанты DPS – национальный перевозчик Garuda Indonesia, Lion Air и Indonesia AirAsia. Но на Бали летает и большое число зарубежных компаний, как регулярными, так и чартерными рейсами. Некоторый пассажиропоток и разнообразие обеспечивают и небольшие местные авиакомпании.
Со всем этим потоком справляется единственная ВПП 09/27 длиной 3000 м. Левая (западная часть полосы – торец 09) частично вынесена в море. В аэропорту два терминала – международный внутренний.
Международный терминал и контрольная башня аэропорта (1)

Летное поле. Взлетает Airbus A330 (9V-SSB) Singapore Airlines. (2)

A330 (PK-GPT), Garuda Indonesia у терминала. (3)

Мой споттинг-рейтинг DPS - 10 баллов из 15. Умеренное разнообразие, хороший трафик и среднее удобство точек для съемок самолетов:
Аэропорт |
Рейтинг |
Разнообразие |
Трафик |
Споттинг |
Денпасар, Бали (DPS) |
10 |
![]() |
![]() |
![]() |
Что касается точек для споттинга, то я снимал с 3 позиций – с пляжа у торца 09 (точка 1), у автострады около торца 27 (точка 2) и из окон терминала (точка 3). (4)

Сегодня посмотрим на фотографии с точек 1 и 2.
Точка 1
Эта точка находится у вынесенной в море части ВПП. Попасть туда можно, если идти вдоль кромки моря. При этом нужно преодолеть несколько заборов (в них есть дырки) и волноломов вроде этого. (5)

Отсюда хорошо видна западная часть ВПП – особенно удобна эта точка, если заход на посадку осуществляется с запада. (6)

Можно вплотную подойти к забору и рассмотреть самолеты на стоянках, но снимать мешает сетка.
ATR 72-600 (PK-GAF), Garuda Indonesia Explore. (7)

Airbus A320-200 (PK-GQC), Citilink. (8)

Загадка для знатоков
Но меня особенно заинтересовал этот самолет. Позднее мне удалось рассмотреть его поближе, но не с этой точки. Я специально закрыл регистрационный номер. Отгадаете, что это за марка, модель и авиакомпания? Приз первому, кто даст правильный ответ в комментариях – 500 жетонов. Ответ – в заключительном посте про Денпасар. (8а)

Мне не очень повезло, в день съемок заход на посадку был на 27, а с 09 самолеты взлетали.
A320 (9M-AHM), AirAsia. Этот самолет в ливрее, посвященной туру поп-певицы Тейлор Свифт по странам Юго-восточной Азии, только что попадался мне в кадр в аэропорту Куала-Лумпур. (9)

Boeing 737-800 (PK-GMX), Garuda Indonesia. (10)

737-е составляют примерно половину флота (78 из 144 самолетов) национальной авиакомпании Индонезии.
Турбовинтовые машины флагманской компании страны, коих в Garuda 12 штук, летают на внутренних авиалиниях под суб-брендом Garuda Indonesia Explore. Вот один из ATR’ов – PK-GAF, который мы уже видели чуть выше. (11)

«Дримлайнер» (B787-8) (VH-VKE) австралийского лоукостера Jetstar Airways. (12)

Поснимав немного взлеты с точки 1, я решил поискать точку у другого конца ВПП, чтобы поймать самолеты при заходе на посадку.
Точка 2
Такая точка нашлась на берегу у начала автострады, ведущей от аэропорта в Денпасар. Автостраду, которая идет над водой, хорошо видно с борта самолета при посадке. (13)

Вот эта же развязка с точки 2. (14)

Самолеты на глиссаде видны издалека. (15)

А под эстакадой можно спрятаться от жары в перерывах межу посадками. (16)

Вот что удалось заснять с точки 2.
B737-800 (PK-GFK), Garuda. (17)

A320-200 (PK-GLC), Citilink. «Ситлинк» – дочерняя компания «Гаруды» на рынке бюджетных авиаперевозок. Хоть это и 100% собственность национального перевозчика, Citilink оперирует как отдельная компания, со своим флотом и ливреей. (18)

Главный конкурент Citilink в лоукост-сегменте авиарынка Индронезии – Indonesia AirAsia
A320-200 (PK-AXE). (19)

По итогам 2015 г. Citilink удалось опередить Indonesia AirAsia по основным показателям: размеру флота (37 и 25 машин соответственно), числу направлений (31 и 16), числу перевезенных пассажиров (9.75 млн против 6.52 млн) и лоад-фактору - доле проданных мест на рейсах (80% против 74%).
B777 (9M-MRF), Malaysia Airlines. (20)

B737-500 (PK-NAM), NAM Air. С этой небольшой индонезийской компанией чуть подробнее познакомимся в следующих сериях. (21)

A330-200 (PK-GPL), Garuda Indonesia. (22)

В дальнемагистральном флоте «Гаруды» «Эйрбасы» мирно уживаются с «Боингами» B777-300 (PK-GIC), Garuda Indonesia. (23)

A330-300 (PK-GPF), Garuda Indonesia в ливрее SkyTeam. (24)

И еще один A330-300 (PK-GPF). (25)

Вездесущий Qatar Airways летает на Бали на «Дримлайнерах». B787-8 (A7-BCN). (26)

Lion Air – крупнейшая компания Индонезии по числу пассажиров (45 млн в 2014 по сравнению с 30 млн у «Гаруды»). B737-900 (PK-LFL). (27)

Wings Air, дочерняя компания «Лайона», оперирует флотом турбовинтовых машин. ATR 72-600 (PK-WGW). (28)

ATR 72-600 (PK-WGT). (29)

И напоследок – редкий экземпляр. B737-800 (VH-YID) “Tapu I’tea”, Virgin Samoa. Это единственный лайнер в цветах авиакомпании с острова Самоа. Компания, которая раньше называлась Polynesian Blue, принадлежит в равных долях правительству Самоа и холдингу Virgin Australia, который, в свою очередь, является частью империи Virgin. У Virgin Samoa нет своих самолетов, на ее рейсах летают машины Virgin Australia. И лишь один из них «одет» в ливрею полинезийской компании. (30)

Продолжение – в следующей серии.
Etc…
Азия-Пасифик споттинг. Предыдущие серии:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Последнее про аэропорты и споттинг:
![]() |
![]() |
![]() |