
Что такое Восточный Тимор и где это?
Если вы найдете на карте Индонезию и скользнете взглядом слева направо вдоль цепочки островов, составляющих ее территорию, то крайняя восточная точка Индонезии – это и есть остров Тимор. Западная его половина принадлежит Индонезии, а восточная – независимое государство Демократическая Республика Восточный Тимор, или, по-португальски – Тимор-Лешти. Португальское название вовсе не случайно, поскольку Тимор с 16 века был португальской колонией. Португальский и сейчас остается одним из двух официальных языков страны. В 1975 году Восточный Тимор объявил о своей независимости, но вскоре был оккупирован Индонезией. В 1999 году под давлением и при непосредственном участии ООН Индонезия вывела свои войска из Восточного Тимора и с тех пор восточные тиморцы живут и наслаждаются независимостью и демократий. Это не мешает Тимору-Лешти быть самым бедным государством в Азии, равно как и очень интересной экзотической страной с неиспорченными и приветливыми жителями.
Вот карта Восточного Тимора. (1)

Столица страны город Дили расположен близ границы с Индонезией. Второй по величине город Восточного Тимора – Баукау – в восточной части территории государства.
Аэропорт Баукау
В эпоху позднего колониализма – в 60-е – 70-е годы прошлого века главным аэропортом Восточного Тимора был Баукау близ одноименного города на востоке страны. Оттуда даже летали трансконтинентальные рейсы в столицу метрополии – Лиссабон. С 1975 по конец 90-х годов в Баукау располагались индонезийские военные. Вот аэропорт Баукау на картах «Гугл»: (2)

Последний раз Баукау использовался в 1999 г., во время проведения референдума о независимости. Референдум проходил под контролем ООН, а обеспечивавшие безопасность австралийские военные использовали Баукау как базу. На фотографии с сайта королевских ВВС австралийский офицер наблюдает за трафиком с контрольной башни аэропорта Баукау на фоне транспортных самолетов Caribou. (3)

Сейчас на территории аэропорта – армейские казармы (видите сетку прямоугольников в верхней части карты 2?) и ни одного самолета. На территорию не попасть.
Колючая проволока и вышки по периметру. (4)

Бывший главный въезд в аэропорт. (5)

На заднем плане – контрольная башня. (6)

Полиция и казармы за забором. (7)

Международный аэропорт имени президента Николау Лобату
Единственный действующий аэропорт Восточного Тимора – международный аэропорт имени президента Николау Лобату. Аэропорт распложен на западной окраине Дили на берегу моря. Назван он в честь национального героя и первого номинального президента страны, убитого индонезийцами в 1978 году. Небольшой аэропорт с единственной ВПП 08/26 длиной 1849 м не способен принимать самолеты крупнее чем A320 и B737. Да, собственно, это и не нужно. Из Дили самолеты летают лишь по 3 направлениям – в Сингапур (2-3 раза в неделю), в Денпасар на острове Бали (каждый день) и в австралийский Дарвин (пару раз в неделю). (8)

На подлете к аэропорту. Остров Атауро. (9)

Единственный терминал аэропорта выполнен в национальном стиле. (10)

Пожарная станция и макет самолета для тренировок спасателей и пожарных. В аэропортах побольше обычно для этих целей используют списанные борты, но в Дили просто нечего списывать. (11)

ВПП от торца 26. (12)

На летном поле – вертолет Aerospatiale AS332L с австралийской регистрацией (VH-LHJ). (13)

Еще пара геликоптеров томится в ангарах. (14)

Добро пожаловать в аэропорт имени Николау Лобату. (15)

Споттинг в Дили
В связи с небольшим трафиком возможности для споттинга в Дили ограничены – каждый попавший в кадр самолет на вес золота. Своей авиакомпании в Тиморе-Лешти нет, летают туда Garuda и Srivijaya Air с Бали, Silk Air из Сингапура и Airnorth из Дарвина. Впрочем, если быть точным, то своя компания Air Timor номинально существует, но обходится без самолетов, а лишь продает билеты на тиморские рейсы «Гаруды» и «Силк Эйр». Если вдруг кто-то соберется в эту страну, то билеты рекомендую покупать именно у Air Timor. По какой-то ведомой лишь тиморским экономистам причине, стоят они раза в два меньше (но все равно дорого), чем билеты на тот же самолет у «Гаруды».
Что касается точек для споттинга, то мое беглое знакомство с картой и местностью позволило обнаружить две неплохие позиции. (16)

Точка 1 – на проселочной дороге у торца 26 ВПП, точка 2 – балкон ресторана «Бургер Кинг» на площади перед терминалом. Еще можно снимать с летного поля, поскольку пассажиры к самолету и из него идут до терминала пешком.
B737-500 (PK-GGD), Garuda Indonesia. Именно на нем я и прилетел в Дили. (17)

Уже знакомый нам по Денпасару борт – B737-500 (PK-CLO) “Kehormatan”, Srivijaya Air. (18)

Airnorth и точка 1
Теперь давайте переместимся к торцу 26. Снимать оттуда удобно при посадках с востока, а не от направления с моря, которое является доминирующим в Дили. Ну и, естественно, приезжать под расписание. Я поехал под прилет и вылет рейса компании Airnorth из Дарвина.
Чтобы добраться к торцу 26, нужно от основной магистрали, которая называется, конечно же, Авенида Президенте Николау Лобату, свернуть направо не доезжая до круговой развилки на аэропорт - после моста через реку Коморо. На карте 16 этот поворот находится в правом нижнем углу.
Проехав по узким дорожкам между домишками местных жителей… (19)

… оказываемся у пустыря, огороженного забором. (20)

Проехав ворота пустыря, слева видим колючую проволоку периметра аэропорта и торец 26 ВПП. (21)

Едва достав камеру и не успев выставить настройки, я заметил самолет над головой – рейс из Дарвина прилетел минут на 20 раньше. Embraer 170 (VH-SWO), Airnorth (22-24)



Airnorth – региональная австралийская компания, базирующаяся в Дарвине. Во флоте Airnorth несколько «Эмбраеров» и «Фэйрчайлд Метро».
Спустя полтора часа, за которые я успел съездить к терминалу и вернуться, не найдя там больше ни одного самолета, наступили сумерки и австралийский борт собрался домой. (25-27)



Подняв пыль с полосы и стайку птичек из окрестных кустов, Embraer начал разгон… (28)

… взмыл в воздух и скрылся в предзакатном небе над забытым богом островом, затерянным где-то в морях Южного полушария. (29)

Я же поехал в отель, чтобы через несколько дней вернуться и поискать точку у терминала.
Люди и самолеты – точка 2
Точка нашлась легко. На площади у терминала в новом небольшом двухэтажном здании шли последние приготовления к открытию ресторана «Бургер Кинг». На втором этаже ресторана оказалась замечательная открытая терраса, выходящая на летное поле. Ресторан еще не работал, рабочие заканчивали отделку, но я позвал старшего и на смеси английского, которого он не понимал, и языка жестов, который оказался более продуктивен, попросился на балкон. Меня без проблем пропустили – то ли из уважения к белому человеку, редкому на Тиморе, то ли из почтения к солидному телеобъективу, а скорее всего – просто из дружелюбия, сочетающегося с легким до пофигизма отношением к жизни, характерной и преобладающей на Тиморе жизненной философией.
С балкона открылся прекрасный вид на полосу, за которой сквозь редкий строй пальм просматривалось море… (30)

… и на стоянку перед терминалом, где гордо реющий национальный флаг вполне может служить для предсказания направления взлетов и посадок. (31)

Впрочем, их – взлетов и посадок - пока не было. Оставалось изучать немногочисленную но своеобразную наземную технику аэропорта.
Ассенизатор. (32)

Багажный трап. (33)

Еще один. (34)

Заправщик. (35)

Наконец с востока, как и предсказывал государственный флаг, на торец 26 плюхнулся «Боинг» «Гаруды». Это оказался тот же борт, на котором я прилетел несколько дней назад – PK-GGD. Не ждите в Дили авиаразнообразия даже в мелочах. «Эйр Тимор» фрахтует на некоторый период конкретный самолет. (36)

Самолет развернулся на противоположном конце полосы … (37-38)


… и порулил на стоянку. (39-40)


Пожалуй, интереснее, чем за приземляющимся самолетом, было наблюдать за людьми, благо моя позиция это позволяла. Тиморцы не избалованы цивилизацией и прилет самолета для них – событие. Посмотреть на это у сетчатого забора как раз под моим балконом собралась целая толпа. (41)

Некоторые сценки не лишены любопытства. Пожилой мужчина в национальной юбке из пледа. (42)

Женская линия – дочка-младенец, молодая мама и молодая бабушка. (43)

Этому малышу самолеты пока не интересны. (44)

Тиморцы и балкон. (45)

Между тем прилетел представитель «малой авиации» - Piper PA-31 Turbo Navajo (C-GQVP). Этот борт с канадской регистрацией числится за индонезийской компанией Karvak Nusa Geomatika, которая занимается картографией и аэрофотосъемкой. Интересно, что ни на одном крупном споттерском сайте я не нашел фотографий этого борта. (46-47)


Ну а мне пора на посадку. Камеру зачехлять не буду – на летном поле может встретиться что-нибудь интересное.
И действительно, прилетел еще один рейс из Денпасара. B737-500 (PK-CMD) “Lomasasta”, Srivijaya Air. (48-49)


А это – «мой» борт «Гаруды». (50)

Visit Indonesia – это как раз то, что я и собираюсь сделать. Правда, ненадолго – в Денпасаре у меня пересадка в Сингапур. А в Тимор-Лешти еще хочется вернуться. (51)

Etc…
Азия-Пасифик споттинг. Предыдущие серии:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |