Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Что такое шоссейный велосипед? Тест шоссейника Colnago Squadra
etceterini
Уверен, что у каждого, кто регулярно катается на велосипеде, рано или поздно возникает желание прохватить по асфальту за рулем настоящего гоночного шоссейника. Вот и мне захотелось пересесть с городского гибрида на шоссейный велосипед. Лучше поздно, чем никогда. Знакомство с миром шоссейных машин я начал, позаимствовав у знакомых спортсменов велосипед со звучным именем «Кольнаго Сквадра».






Типы велосипедов

Прежде всего, небольшой ликбез о типах велосипедов. Если не брать во внимание множество нюансов, то все велосипеды можно разделить на два типа – горные и шоссейные.

Те велосипеды, которые продаются в супермаркетах или неспециализированных около-спортивных магазинах обычно представляют собой простейшие маунтин-байки, не имеющие почти ничего общего, кроме базовых принципов конструкции, со спортивными гонными велосипедами. Продвинутые велолюбители называют такие велосипеды «Ашан-байками».

Горные (или маунтин-байки) предназначены вовсе не для езды по горам, как можно подумать из названия (хотя и это не исключается), а, в общем виде, - для езды по пересеченной местности и неровным неасфальтированным дорогам.

Типичные черты горного велосипеда – амортизаторы на переднем колесе, широкие шины с протектором, прямой руль. Маунтин-байк выглядит так: (01)




У горных велосипедов есть множество подтипов – хардтейлы (с амортизатором только в вилке переднего колеса), двухподвесы (амортизаторы на обоих колесах), «найнеры» (велосипеды с колесами диаметром 29 дюймов, в отличие от стандарта на 26 и 27.5 дюймов).


Назначение шоссейного велосипеда – быстрая спортивная езда по асфальтовым дорогам. Характерные черты шоссейника – руль-баран, жесткая вилка (без амортизации переднего колеса), узкие покрышки-слики, контактные педали: (2)




У шоссейного велосипеда тоже есть множество подтипов – гоночный, спортивный, туристический (эндуранс, гран-туризмо), разделочный (для гонок с раздельным стартом), велосипед для триатлона, циклокросс (велосипед для велокросса).

Промежуточный вариант между горным и шоссейным велосипедом – гибрид. От маунтин-байка гибрид заимствует общую геометрию, оборудование и прямой руль, от шоссейного – жесткую вилку и более узкие покрышки. Гибриды предназначены для быстрой но не спортивной езды по асфальту в комбинации с несложной пересеченкой. Мой текущий велосипед – именно такой городской гибрид Marin Fairfax SC4: (3)




Это очень хорошая машина для перемещений по городу, неспешного прогулочного катания или более темповых фитнесс-тренировок. Но до спортивных возможностей даже простейшего шоссейного велосипеда ему далеко.

Велосипеды Colnago

Пожалуй, «Кольнаго» - самый знаменитый бренд в велосипедном спорте. Имя «Кольнаго» в мире велоспорта – примерно как «Феррари» в автогонках. Компания была основана Эрнесто Кольнаго в 1952 г в городке Камбьяджо близ Милана. На велосипедах Colnago было одержано множество побед на самых престижных гонках, включая Тур де Франс, Джиро д’Италия и Олимпийские игры. Правда, в последние годы компания несколько отошла от большого велоспорта – в Про-туре, «высшей лиге» современных шоссейных велогонок, велосипеды «Кольнаго» сейчас не представлены. Из наиболее известных команд, ездящих на «Кольнаго» в 2016 году можно назвать разве что российскую команду европейского тура «Газпром-Русвело», которая очень удачно выступила на Джиро д’Италия в этом году, одержав победу на одном из этапов этой супер-многодневки.

Александр Фолифоров, победитель этапа Джиро д’Италия, на трассе Джиро в седле Colnago C60. (4-5)






Топовая шоссейная модель «Кольнаго» - C60. (6)




Шоссейный велосипед Colnago Squadra

Велосипед Colnago Squadra, который достался мне на тест – одна из начальных моделей в линейке спортивных щоссейников Colnago прошлых лет. Давайте на его примере рассмотрим основные характеристики шоссейных велосипедов. (7)




Рама: Алюминиевая Colnago. Рама – главная часть любого велосипеда. Именно она определяет границы его возможностей – все остальное – навесное оборудование, которое можно менять. Если раньше рамы делали из стали, то с конца 80-х на смену стали пришли алюминий и карбон. Главное, за что борются производители гоночных велосипедов – меньший вес не в ущерб надежности и прочности. Алюминиевые рамы несколько тяжелее карбоновых и проще в изготовлении, именно поэтому в нижних моделях линейки любого велопроизводителя доминирует алюминий. Рама Colnago Rapid – последняя разработка компании из этого материала. (8, 9)






Вилка: Карбоновая Colnago. Вилка переднего колеса – важный элемент спортивного велосипеда, передающий ощущения от дороги на руль. Карбон легче алюминия и обладает большей пластичностью, что позволяет лучше амортизировать неровности дорожного полотна. (10)




Групсет: Campagnolo Mirage. Групсет (или группа) – это набор навесного оборудования, как правило, стандартизованный и включающий в полном виде, все, что нужно для передачи усилия от человека колесам велосипеда – система звезд, цепь, кассета, каретка, шатуны, тормоза, переключатели передач. Групсет производят специализированные компании, такие как Shimano, SRAM и Campagnolo. Одна компания выпускает несколько групп – от простых для любителей до высших, используемых профессиональными велокомандами. Mirage в линейке Campagnolo занимает одно из начальных положений.

Система: Campagnolo Mirage 53/39. Системой в велосипеде называют набор передних звезд. Трансмиссия велосипеда состоит из передних звезд (на шоссейном велосипеде их как правило две, на гоном – три), и набора задних звезд (кассета). Звезды обозначают по числу зубцов. Чем больше зубцов на передней звезде, тем труднее крутить педали и тем большее расстояние (при той же задней звезде) преодолевает велосипед за один оборот педалей. Номинальное число скоростей (передач) у велосипеда определяется как число всех возможных сочетаний передних и задних звезд. На самом деле, отнюдь не все возможные сочетании являются рабочими. (11)




Кассета: Campagnolo Mirage, 9 звезд. Передние звезды системы и задние звезды кассеты связаны цепной передачей. Чем больше звезд в кассете сзади, тем более плавно и точно можно регулировать усилие в зависимости от рельефа, скорости и частоты вращения педалей (каденса). (12)




Шатуны: Campagnolo Mirage. Шатун – это рычаг, который передает усилие от педали на передние звезды.

Педали: Shimano. Шоссейные велосипеды оснащают контактыми педалями, в которых велотуфли находятся в жестком сцеплении с педалью, что позволяет прилагать усилие к педали по кругу (круговое педалирование), а не только давить на нее сверху, как на обычных педалях-платформах.

Тормоза: ободные, Campagnolo Mirage. Тормоза современных велосипедов можно разделить на ободные и дисковые. Стандарт для шоссейников – ободные тормоза. Во-первых, они значительно легче дисковых, а во-вторых, дисковые до последнего времени были запрещены в профессиональных шоссейных велогонках. (13)




Переключатели передач/Тормозные ручки (пистолеты): Интегрированные Campagnolo Mirage. На шоссейных велосипедах функции переключения передач и управления тормозом обеспечиваются одним устройством, называемом на жаргоне пистолетом, на котором есть ручка тормоза и один или два переключателя. Как правило, правая ручка управляет задним тормозом и кассетой, а левая – передним тормозом и переключением звезд системы. (14)




Седло: Selle Italia. Седла на шоссейном велосипеде должно соответствовать двум почти противоположным требованиям – быт легким (каждый грамм в велосипеде на счету) и комфортным. «Селе Италия» - один из самых качественных брендов в этом секторе. (15)




Колеса: Fulcrum Racing 5 Evolution. Колеса гоночного шоссейника – узкие, легкие и прочные. Технологичность и сложность в мире вело столь высока, что колеса делают узко-специализированные компании, такие как «Фулкрум». (16)




Шины: CST Czar 700x23. Шины гоночного велосипеда – узкие слики, накачиваемые до 10 атмосфер. Стандарт шин гоночного шоссейника – 700x23, где первое число обозначает диаметр колеса в мм, а второе – ширину шины.

Вес: 9.0 кг. Вес – один из главных параметров шоссейного велосипеда. Чем он меньше, тем быстрее велосипед разгоняется, тем легче поднимается в гору. В профессиональном велоспорте есть ограничение на минимальный вес велосипеда – 6.5 кг. Ведущие фирмы с легкостью могут сделать велосипед весом в 4.5 – 5 кг, но Международная федерация велоспорта (UCI) ограничивает минимальный вес из соображений безопасности. Полный вес моего Colnago Squadra (вместе с педалями, флягодержателем и велокомпьютром) в 9 кг - не блестящий, но вполне неплохой результат для любительского шоссейника на алюминиевой раме.

Тест Colnago Squadra

Для теста я выбрал трассу в технико-внедренческой зоне - почти свободный в выходные от автомобилей кольцевой участок дороги с хорошим асфальтом. Полное кольцо длиной 5 км с километровым спуском и подъемом с уклоном в самом крутом месте в 8.5%. Трасса эта хороша еще и тем, что на ней регулярно проводится наша городская гонка с раздельным стартом, и можно сравнить свои результаты с результатами спортсменов.

Схема и рельеф трассы со «Стравы»: (17)




Поскольку для меня это был первый опыт езды на шоссейном велосипеде, начал я с неторопливого знакомства с техникой. Первые ощущения – необыкновенная легкость велосипеда, быстрый отклик на приложение усилий к педалям и резкие ответы на малейшие усилия на руле.

Гоночный шоссейный велосипед едет быстро, но управляется нервно. Ободные тормоза, к которым я отнесся с некоторой опаской, привыкнув к гидравлике на своем гибриде, оказались вполне надежными, после того, как руки привыкли держаться за пистолеты в верхнем хвате барана.

Проехав несколько ознакомительных кругов, я решил попробовать пройти пару кругов на скорость, хотя уже чувствовалась некоторая усталость.

Лучший круг я прошел за 10:15, показав скорость 29.5 км/ч. Много это или мало? Конечно мало, но, мне кажется, для первого опыта – неплохо.

Для сравнения, мой лучший результат на этой трассе на 12-килограмовом гибриде Marin Fairfax SC4 – 10:57 (27,6 км/ч) при хорошем попутном ветре в гору.

Если сравнивать с результатами 17-киломтеровой разделки на той же трассе, то среди спортсменов победитель проехал трассу со скоростью 41 км/ч, а занявший последнее 26-е место показал 31 км/ч. Зато среди любителей с такой скоростью я был бы не последним, а 12-м из 16.

В целом, могу заключить, что первый опыт езды на шоссейном велосипеде мне очень понравился. Есть желание попробовать еще и присмотреться к покупке шоссейника.

Ну и, что немаловажно – шоссейные велосипеды очень красивы, не так ли? (18)



Etc…



Еще о велоспорте:


TourLux


  • 1
вот мой следующий выбор

полное описание
Очень понравился - на права на мотоцикл сдавать не буду лучше вот такое решение :-)
Есть решения мощнее, быстрее и дороже, но мне бы такого хватило с головой

Выглядит впечатляюще. Но не мой формат.

Этот велосипед вам явно великоват. Бросается в глаза седло ниже руля. Так быть не должно. Также сильно задран нос седла.

Согласен, размер не мой. Седло пришлось опустить, иначе было неудобно педалировать. Но выбора не было - для разового проката достался этот экземпляр.

Размер покрышек

"700x23, где первое число обозначает диаметр колеса в дюймах..."
Не, на колёсах диаметром под метр восемьдесят я с ростом метр девяносто сильно бы поостерёгся перемещаться.

Re: Размер покрышек

А я бы попробовал, если бы достал до педалей.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account