?

Log in

No account? Create an account

Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
Хельсинки-Вантаа. Ч 3/3. Жестокий мир авиабизнеса, регионалы, автобусы и полеты над Хельсинки
etceterini
Заключительная серия рассказа про споттинг в аэропорту финской столицы посвящена региональным перевозчикам, судьба которых гораздо более переменчива, чем путь больших авиакомпаний.





Норра

Главный региональный перевозчик в Вантаа – компания Norra (Nordic Regional Airlines), дочернее предприятие Finnair. Есть еще региональные подразделения SAS, «Люфтганзы» и нескольких других компаний.

Рынок региональных авиаперевозок в Европе всегда был более нестабильным, чем рынок «большой авиации». Вот и за то небольшое время (чуть более года), что прошло с момента съемок, ситуация с региональными компаниями в Вантаа кардинально изменилась. Flybe Nordic переродилась в Norra, поменяв собственника, название, логотип, и ливрею. Второй по числу пассажиров перевозчик – Blue 1 Airlines – вообще исчез, прекратив операции. Лишь «Эмбраеры» в ливрее «Финнэйр» остались прежними, хотя и сменили прописку с дочерней компании на «Норру».

С них и начнем.

Embraer 190 (OH-LKL). (1)




OH-LKN в ливрее альянса OneWorld. (2)




Embraer 190 (OH-LKI) у терминала 2. (3)




OH-LKK начинает разгон по полосе 15/33. (4)




OH-LKF рулит на 04/22. (5)




OH-LKR прилетел. (6)




OH-LKP. (7)




Всего во флоте «Норры» 11 «Эмбраер 190». 7 из них в Вантаа попалось в мой объектив.
Вторая половина флота состоит из ATR 72 (12 машин), доставшихся от Flybe Nordic.

«Финэйр» и британская «Флайби», о которой я подробно рассказывал в репортаже о споттинге в Белфасте, в 2011 году создали совместную компанию «Флайби Нордик», базировавшуюся в Вантаа. Финский учредитель, имевший в компании 40%, передал «Эмбраеры», которые летали в цветах материнской компании, а британцы (60%) – ATR’ы, которые сохраняли цвета «Флайби». В конце 2015 года «Флайби» продал свою долю финнам, и компания пережила ребрендинг, переродившись под названием «Нордик Регионал Эйрлайнз».

В момент съемок ATR’ы летали еще в старой ливрее.

ATR 72 (OH-ATK). (8)




OH-ATL. (9)




OH-ATE. (10)




OH-ATP. (11)




OH-ATO. (12-13)






Тоже почти половина флота – в кадре.

Теперь же ливрея Norra выглядит так ((с) Дмитрий Осипов, Arliners.net): (14)




Дизайн «Флайби», на мой взгляд, был посимпатичнее. Единственный классный ход «Норры» в области брендинга – логотип компании N0 – реминисценция на тему географического обозначения северной широты.

Бас-споттинг

Отвлечемся на время от самолетов и посмотрим с обзорной площадки в другую сторону – на терминалы и парковки. Там тоже попадаются интересные объекты.

Контрольная башня. (15)




Силуэты диспетчеров. «Их тяжкая работа важней иных работ / Из них ослабнет кто-то, и небо упадет». (16)




Ну а на парковке оживленно. Автобусы «Финавиа» курсируют между терминалами и парковками. (17)




«Финнэйр» возят пассажиров в город. (18)




Из Вантаа можно на автобусе уехать не только в Хельсинки, но и в другие финские города. Например, в Турку. (19)




Но есть и более приятный способ выбраться из аэропорта. (20)




Прочие регионалы

Вернемся на летное поле. В жестком мире регионального авиабизнеса судьбы всех игроков довольно переменчивы. Но не у всех столь удачны, как у «Норры». Была в Хельсинки такая компания как Blue 1, входившая в группу компаний SAS (Scandinavian Air Services). Кроме всего прочего, Blue 1 были интересна и необычным, по крайней мере, для Европы, парком самолетов. Компания эксплуатировала такие довольно экзотические машины как Boeing 717, Avro RJ85 и RJ100, McDonnell Douglas MD90. К 2015 году во флоте остались только B717, которые мне и удалось заснять в Вантаа.


Сам этот самолет – бывший MD 95, последняя из моделей, разработанных компанией McDonnell Douglas, и переименованный в Boeing 717 после слияния «Макдоннелла» и «Боинга» в 1997 году, как раз перед началом производства этой модели. Машину делали с 1998 по 2006 год и собрали немного – всего 156 самолетов.

B717 (OH-BLO) в основной ливрее компании. (21)




B717 (OH-BLP) в цветах StarAlliance. (22-23)






В 2015 году SAS продала Blue 1 ирландскому холдингу CityJet. Планировалось, что компания продолжит летать под брендом CityJet в общей сети маршрутов SAS, однако, этого не произошло. Остававшиеся в строю «Боинги 717» были проданы испанской «Волотеа» и «Дельте», и «Блю 1» исчезла и с летного поля Вантаа и из расписания SAS. Остались только вот эти фотографии.

Кроме финских региональных компаний в Вантаа есть и представители других стран Европы.

SAS, Bombardier CRJ-900 (OY-KFF) “Karl Viking” из Копенгагена. (24)




Lufthansa Regional, Embraer ERJ-195LR “Hallbergmoos” (D-AEBS). (25)




Malmo Aviation, Bae Avro RJ100 (SE-DSR). Эта компания тоже уже успела переименоваться в Braathens Regional Airlines и изменить расцветку, хотя по-прежнему в строю. (26)




Частная авиация.

Embraer 120 Brasilia (HA-FAI) венгерской чартерной компании Budapest Air Service. (27)




Gulfstream Aerospace G-IV-X Gulfstream (OH-GIV). (28)




Полеты над Хельсинки

Ну и в заключение, полетаем над Хельсинки.

Вся столица Финляндии с высоты (29)




Карго-терминалы и грузовой самолет компании TNT. (30)




Поля для гольфа в Вуосаари к востоку от города и грузовой порт Хельсинки. (31)




Ауринколахти («Солнечная бухта») – пригород с дорогими кондоминиумами к востоку от центра. (32)




Цветные кубики контейнеров в грузовом порту. (33)




Аэропорт Мальми – старые воздушные ворота Хельсинки. Аэропорт и сейчас активно используется малой авиацией, но регулярные рейсы сюда не летают. (34)




Хельсинки-Вантаа. (35)




Под глиссадой при посадке на полосу 22 - Городок Керава. (36)




Уфф... Приземлились. Скоро снова лететь. На север, в Оулу.

Etc…



Евроспоттинг

ZagrebSpot.jpg

SplitSpotting.jpg

HelVa01.jpg

HelVa02.jpg


Еще:

HanoiSpotting02.jpg

HanoiSpotting03.jpg

HoshiminSp.jpg

Seoul2-2.jpg

MU-TOF.jpg

Dobrolet.jpg



  • 1
(Deleted comment)
Присказка о том, что только красивые машины могут летать врет. Dash Q8 400 - еще более диспропорциональный самолет.

  • 1