?

Log in

No account? Create an account

Путешествия доктора Etceterini

Previous Entry Share Next Entry
SAS. Ветер северный умеренный, или урок древнескандинавского
etceterini
Скандинавы, как и все северяне, славятся своей сдержанностью, взвешенностью и умеренностью во всем. А скандинавский дизайн считается образцом функциональности и простоты. Вот и авиакомпания «Скандинавиан Эйрлайнз», или, SAS - достойный пример скандинавской умеренности. Три страны – Дания, Норвегия и Швеция – создали одну флагманскую компанию на троих, проявив завидный прагматизм и сэкономив немало денег налогоплательщиков. А уж дизайн ливреи самолетов SAS – практически квинтэссенция скандинавского образа мыслей, где умеренность граничит с аскетизмом, а сдержанность - с безликостью.





SAS (Scandinavian Airline System) была создана в далеком 1946 году как консорциум национальных перевозчиков Швеции, Норвегии и Дании, а в 1951 три компании слились окончательно. Сейчас Scandinavian Airlines занимает 8-е место в Европе по числу пассажиров (29.4 млн в 2016), владеет флотом из 156 самолетов и летает по 119 направлениям. Три главных хаба компании, естественно, - Копенгаген, Стокгольм и Осло. Аэропорт каждой из трех столиц проводит примерно одинаковое число операций SAS (900 – 1000 вылетов в неделю). Штаб квартира же расположена в Стокгольме.

Во флоте SAS – почти полный комплект моделей «Эрбаса» (319, 320, 321, 330, 340), а также «Боинги 737». Региональные перевозки компания осуществляет на Bombardier CRJ900 и (до недавнего времени) ATR 72, взятых в вет-лизинг.

Что же касается национальной принадлежности бортов, то я не поленился и посчитал, основываясь на текущих данных портала Airfleets.net, что датскую регистрацию (OY) имеют 35 самолетов, норвежскую (LN) – 81 и шведскую (SE) - 19. Остальные - машины в лизинге: Ирландия (EI) – 14, Великобритания (G) - 5, Испания (EC), Швейцария (HB) и Эстония (ES) – по 1.

Давайте посмотрим на самолеты SAS, встреченные в аэропорту Копенгаген, Каструп, начало рассказа про который – в предыдущей серии.

Вот он, умеренный до скучного скандинавский дизайн. Светло-серый фюзеляж с белым по серому названием компании, синий хвост, красные двигатели. A320 (OY-KAO) “Amlet Viking”. (1)




Небольшие симпатичные изыски – графически безупречная стилизация флагов трех стран-совладельцев компании на задней части фюзеляжа. A320 (OY-KAL) (2)




... и на кокпите. (3)




На последнем фото можно разглядеть и собственное имя самолета – “Jon Viking”. И тут скандинавы проявили излишнюю скромность, выбрав еле различимый размер шрифта для имен своих лайнеров.

А ведь были же времена, когда и викинги были крупнее, и драккары – корабли-драконы – присутствовали, и флаги были с коронами. Об этих временах напоминает ретро-ливерея конца 50-х – начала 60-х годов, которую несет этот A319 (OY-KBO) “Christian Valdemar Viking”. (4-5)






Что касается нейминга бортов, то здесь SAS использовала довольно оригинальный подход, назвав все самолеты именами викингов. Причем не каких-то конкретных исторических персонажей, а собирательными именами – древнескандинавское имя плюс слово «викинг».

Ну а теперь – познакомимся с остальными викингами по мере их попадания в мой объектив в Каструпе. Подсказка: если вам наскучит смотреть на однообразные фотографии, попробуйте посчитать, сколько древних имен викингов вам известны, а сколько – нет (мой результат – 9:15). Можете считать это введением в древнескандинавский язык, на котором до 14 века говорили предки современных шведов, норвежцев и датчан.

A330 (LN-RKN) “Erik Viking”. Во флоте SAS 8 330-х, и все записаны за Норвегией. (6)




A320 (OY-KAU) “Hjorvard Viking”. (7-8)






Флот 320-х поделен межу всеми тремя странами, но в Копенгагене, естественно, большая часть самолетов с датской регистрацией.

A320 (OY-KAT) “Hildegun Viking”. (9)




Еще раз A320 (OY-KAL) “Jon Viking”, на этот раз - в полете и на разгоне. (10-11)






A319 (OY-KBR) “Sten Viking”. Все 4 A319 приписаны к Дании. (12)




A321 (LN-RKI) “Gunnhild Viking”. (13)




A320 (OY-KAR) “Vermund Viking”. (14)




A321 (OY-KBB) „Hjorulf Viking“. (15-16)






A320 (OY-KAP) “Viglek Viking”. (17)




A320 (OY-KAW) “Tyke Viking” (18)




A321 (OY-KBH) “Sulke Viking”. (19)




A319 (OY-KBP) “Viger Viking”. (20)




A320 (SE-DOY) “Markus Viking” - один из немногих «шведов» в SAS. (21-22)






A320 (OY-KAN) “Refil Viking”. (23)




A321 (OY-KBT) “Ragnvald Viking”. (24)




B737 (LN-RRU) “Vingolf Viking”. Скандинавских «Боингов» в Копенгагене немного, поскольку большинство из них – норвежские. (25)




A320 (LN-RGN) “Ulrik Viking”. (26)




A321 (OY-KBK) “Arne Viking”. (27)




A320 (OY-KAM) “Randver Viking”. (28)




A320 (OY-KAS) “Igulfast Viking”. (29)




A321 (OY-KBE) “Emma Viking”. Леди среди воинов. (30)




A340 (OY-KBC) “Freydis Viking”. SAS остается одним из немногих эксплуатантов этой модели. (31)




A320 (SE-DOX) “Torarve Viking”. (32)




A321 (OY-KBF) “Skapti Viking”. (33)




Ну как, посчитали викингов? Пишите результат.

Ну а если унылые цвета SAS вас окончательно ввели в депрессию, могу вас обнадежить – ливреи других датских компаний, которые мы увидим в следующей серии, с лихвой компенсируют недостаток красок.

Etc…



Евроспоттинг

ZagrebSpot.jpg

SplitSpotting.jpg

HelVa01.jpg

HelVa02.jpg

HelVa03.jpg

OuluAirp.jpg

VienSp01.jpg

VienSp02.jpg

VienSp03.jpg

VienSp04.jpg

VienSp05.jpg

VienSp05.jpg

qMinsk.jpg

qRigHam.jpg

qVilniusSp.jpg

BarcSp17-01.jpg

BarcSp17-02.jpg

BarcSp17-03.jpg

BarcSp17-04.jpg

BarcSp17-05.jpg

cph1.jpg