История Тадж-Махала хорошо известна и многократно описана, но чтобы не отсылать читателей к другим источникам и не оставаться вне контекста, придется изложить ее еще раз – очень и очень кратко.
Была у шаха Шах-Джахана, императора из династии Великих Моголов, владельца алмаза Кох-и-Нор, любимая жена Мумтаз-Махал («Украшение Дворца»), с которой они прожили в любви и согласии почти 20 лет и родили 13 детей. При родах 14-го ребенка Мумтаз-Махал, которой тогда было 38 лет, умерла. У битый горем шах приказал построить величайшее из творений, которое бы превзошло все, что было построено человечеством до сих пор (не знаю, был ли шах информирован о пирамидах майя, египетских пирамидах и идолах острова Пасхи) - усыпальницу своей любимой жены.
Строительство шло 22 года, лучшие материалы – мрамор, яшму, нефрит, агат, драгоценные камни – везли со всего мира. Архитектором был взят перс из Шираза Устад-Иса Хан, пара его самых талантливых учеников отвечала за купол и деталировку, а строители были рекрутированы, как водится и сейчас, из Средней Азии, из Самарканда, из Турции и других менее развитых, чем империя Моголов, стран.
Легенда гласит, что по окончании строительства архитекторам отрубили руки, чтобы он не смогли повторить даже частицу Тадж-Махала где-то в другом месте. В древней Руси, помнится, зодчим для этих целей выкалывали глаза. Интересно, какой способ защиты авторских прав боле гуманен?
Шах-Джахан был свергнут своим сыном Арунгазебом через несколько лет после завершения строительства Тадж-Махала и, согласно легенде, провел остаток дней в заточении в своем дворце в Агре, любуясь Тадж-Махалом. Более сведущие люди, правда, утверждают, что Шах-Джахана держали в Дели в его же дворце, что более походит на правду, поскольку к тому времени Шах-Джахан перенес столицу из Агры в Дели.
Тем не менее, Шах-Джахан пережил Мумтаз-Махал на 35 лет и в 1666 году его похоронили в Тадж-Махале, подле его любимой жены.
Как я уже писал в предыдущих заметках, Тадж-Махал стал продолжением архитектурных традиций империи Моголов, которые оттачивались на таких памятника, как усыпальница императора Хумаюна (см. http://etceterini.livejournal.com/8447.html) и гробница Итимад-уд-Даула (см. http://etceterini.livejournal.com/8688.html)
Территория Тадж-Махала, довольно большая, обнесена забором из песчаника с несколькими воротами, главные из которых – Южные ворота – и сами по себе являются архитектурным шедевром.
Южные ворота (44, 45)
Но ворота только обрамляют главное – усыпальницу Мумтаз-Махал, насходяющуюся с северной стороны комплекса. Тадж-Махал построен из отполированного полупрозрачного мрамора, который при дневном свете выглядит ярко-белым, а лунной ночью – серебристым.
Тадж-Махал (46-49)
Меду Южными Воротами и главной усыпальницей разбит сад, разделенный каналами на 4 части – Чарбагх, символизирующий райский сад, описанный в Коране (54)
Слева и справа от главной усыпальницы находятся мечеть и Мехманхана – дом для гостей.
Мечеть (50, 51)
Мехманхана – дом для гостей (52, 53)
Минареты Тадж-Махала (55, 56)
Огромная территория Тадж-Махала позволяет вместить большое количество людей, поэтому там обычно нет характерной индийской толчеи.
Мусульманские мужчины в праздничной одежде (57)
Молодежь тоже приобщается к святым местам (58)
Взгляд через ворота на прощание (59)
Музыканты у ресторана рядом с Тадж-Махалом зазывают гостей (43)
За воротами Тадж-Махала – типичная индийская жизнь.
Священные коровы (60-62)
Слон для катания туристов (63)